Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (365) | 4 апреля 2011г.
 

Последствия отсрочки

Муниципальные кладбища Тольятти не оформлены должным образом

Евгения Андросова

Спустя почти квартал с даты утверждения нового положения «Об организации похоронного дела на территории г. о. Тольятти» вопрос с содержанием кладбищ так и не был решен предметно. Данное бремя продолжает нести МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг» (Спецкомбинат). Существует вероятность, что из-за убыточности процесса Спецкомбинат не сможет решать возложенные на него задачи. Улучшение ситуации в ближайшее время вряд ли возможно еще и потому, что кладбища до сих пор не оформлены надлежащим образом. Весьма странно, что чиновники мэрии Тольятти предпочитают накапливать проблемы в такой деликатной отрасли, как похоронное дело.

Новое положение предусматривает практически все аспекты данного вида деятельности, за исключением, наверное, самого проблематичного — содержания общественных кладбищ. На поверхности лежат три пути разрешения проблемы.

Первый вариант — это оставить все как есть. Соответственно, предоставить содержание кладбищ специализированной организации — МУП «Спецкомбинат». Спецкомбинат станет единственным поставщиком этих услуг. Субсидии на возмещение затрат, связанных с содержанием кладбищ, предусмотрены бюджетом Тольятти на 2011 г. Второй вариант -создание муниципального бюджетного учреждения (МБУ) для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Третий вариант — проводить открытые тендеры на текущее содержание муниципальных кладбищ. Этот вариант имеет массу не только достоинств, но и недостатков, обусловленных требованиями ФЗ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Однако последние два решения требуют оформления территорий городских кладбищ должным образом. Этот процесс требует административной воли, иначе будет крайне затруднительно определить объемы работ. Кроме того, не существует норматива на содержание кладбищ. На двух этих параметрах должна формироваться как конкурсная документация, так и муниципальное задание или смета для вновь создаваемого учреждения.

Бюджетом затраты на данные мероприятия не предусмотрены. Даже если внести необходимые бюджетные изменения, то неизбежно возникнет ряд проблем, таких как, например, формирование условий тендера. При этом непосредственно процесс содержания кладбищ не должен останавливаться ни на время внесения необходимых изменений, ни на время проведение тендера.

На кладбище чисто, несмотря на пассивность муниципалитета
На кладбище чисто, несмотря на пассивность муниципалитета

Кроме того, при проведении тендера сумма содержания как минимум увеличится на сумму НДС и сумму компенсации дополнительной оплаты труда рабочих. По самым скромным подсчетам, это более 3 млн р. При этом сумма, ежегодно закладываемая в бюджет на содержание кладбищ, составляет порядка 60% от необходимой. В течение 2009-2011 гг. она не менялась и составляла чуть более 11 млн р. Весьма сложно будет найти организацию, которая с радостью возьмется за оказание услуг в убыточном виде деятельности.

По поводу создания МБУ эксперты «Хронографа» высказываются весьма неоднозначно. С одной стороны, организация ритуальных услуг в формате МБУ возможна. Но при ежегодном недофинансировании содержания кладбищ, появление специализированного предприятия под данные услуги может выглядеть нелогичным, поскольку это дополнительные затраты на фонд оплаты труда, на материально- техническое обеспечение или привлечение подрядных организаций, что те же затраты. Получается, что любые изменения нынешней схемы содержания кладбищ приведут к увеличению бюджетного финансирования.

Однако ни один из вариантов при всех достоинствах и недостатках так и не был определен мэрией как направление к действию. Фактически был создан некий правовой вакуум. «Из 11 млн р. субсидий, предусмотренных МУП «Спецкомбинат» на возмещение затрат по содержанию мест захоронения в 2011 г. и заложенных в бюджете города, предприятию была ограничена сумма в 1,6 млн р., и только до 17 февраля. Содержание кладбищ за счет собственных средств МУП считается неправомерным со стороны налоговой службы. Да, мы продолжаем заниматься их содержанием, пока нет альтернативной схемы. Если мы прекратим этим заниматься, то завтра организация похорон вообще остановится. Но так тоже не может продолжаться вечно, рано или поздно надзорные органы снова среагируют на ситуацию», — обрисовал сегодняшнее положение дел директор МУП «Спецкомбинат» Степан Ракицкий.

Пока в мэрии продолжают волокиту с принятием решения, содержание кладбищ поставлено под угрозу. Это происходит в преддверии праздников, на которые жители города традиционно посещают места захоронения своих родственников.

Комментарии

Анатолий ПУШКОВ, мэр г.о. Тольятти

- В 2011 г. организация ритуальных услуг на территории Тольятти претерпит некоторые изменения. Это связано с приведением деятельности в области похоронного дела в соответствие с действующим законодательством. На соответствующие нестыковки наше внимание обратила Федеральная антимонопольная служба и прокуратура. В ходе проверок по организации захоронения граждан в городе с их стороны никаких нарушений выявлено не было. Необходимо было привести все в соответствие с нормативом, что мы и сделали. В результате в мэрии было разработано новое положение «Об организации похоронного дела на территории г. о. Тольятти», которое выполнило все требования надзорных органов, что полностью соответствует федеральному законодательству. Согласно положению в мэрии появится уполномоченный орган. Им станет департамент городского хозяйства.

Владимир ИВАНОВ, заместитель мэра г. о. Тольятти по городскому хозяйству

- В настоящее время в соответствии с действующим законодательством ведется работа по дальнейшему оформлению и расширению существующих кладбищ. Постановлениями мэрии утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории для эксплуатации следующих объектов — кладбищ, расположенных по адресу: Поволжское шоссе, 5, севернее Обводного шоссе, юго-восточнее пересечения ул. Никонова и ул. Тракторной, южнее пересечения Обводного шоссе и ул. Васильевской, северо-восточнее пересечения Обводного и Поволжского шоссе, северо-восточнее Поволжского шоссе, 5, и административного здания сторожки, здания общественного туалета и территории кладбища на ул. Баныкина, 4.

Степан РАКИЦКИЙ, директор МУП г. о. Тольятти «Спецкомбинат ритуальных услуг»

- Какое направление в решении вопроса с содержанием кладбищ наиболее верно?

- Я за то решение, которое примет мэрия. Главное, чтобы оно было логичным и обоснованным. На ближайшие три-четыре месяца в любом случае нужно решать вопрос выделения субсидии на содержание, потому что любой конкурс требует времени на подготовку и проведение. Кроме того, необходимо будет решить вопрос с отчислениями НДС с суммы заказа и компенсации издержек. Дополнительные средства на это все в бюджете города не заложены. Более того, нет объемов и норматива на содержание кладбищ, потому что все до конца не оформлено. Значит, нет основы для формирования задания на конкурс. Кроме того, остро стоит вопрос не только по содержанию кладбищ, но и по подготовке новых участков под текущее захоронение. Это совсем другой вид работ, но тоже требующий решения. Мы готовы и дальше добросовестно выполнять работы в надежде на более скорое принятие управленческих решений.