Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (366) | 11 апреля 2011г.
 

Из крайности в крайность

Крепкий алкоголь подведут к социально значимым учреждениям Самары в апреле

Иван Григорьев

В течение апреля вопрос об определении территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в Самаре, планируется обсудить в рамках заседаний общественного совета и общественного молодежного парламента при Думе г.о. Самара (ДГОС). С такой инициативой 31 марта выступил председатель ДГОС Александр ФЕТИСОВ. Одновременно было объявлено, что подготовкой отчета о количестве точек реализации крепких напитков, расположенных ближе чем на 200 м до социально значимых объектов, займется и.о. руководителя департамента потребительского рынка (ДПР) администрации Самары Валерий МОРГУНОВ. Он был назначен на эту должность 28 марта. В тот день от должности руководителя ДПР был отстранен Дмитрий ХАРЧЕВ.

31 марта депутаты Самары предпочли отправить на доработку вопрос о внесении изменений в решение ДГОС №359 от 14 декабря 2006 г. «Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции». Согласно решению №359 минимальное расстояние от границ земельного участка под социально значимым объектом до входа в помещение, используемое для реализации алкогольных напитков крепостью свыше 15%, составляло 200 м. В случае отсутствия утвержденных в соответствии с действующим законодательством границ земельного участка расстояние отсчитывали от ближайшей точки периметра здания социально значимого объекта. При этом оно увеличивалось бы до 220 м. Несмотря на четкое указание расстояний, в том решении не был прописан перечень объектов.

Ситуацию обострил вступивший в силу с 12 февраля 2011 г. региональный закон «О мерах по противодействию алкоголизации населения на территории Самарской обл.». Этим законом был расширен перечень объектов, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа крепких спиртных напитков. В перечень вошли детские, образовательные, медицинские организации, физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения. Право устанавливать границы прилегающих территорий осталось за органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. При этом минимальное расстояние должно обязательно составлять не менее 50 м от границ земельного участка под социально значимым объектом или не менее 70 м от ближайшей точки периметра его здания.

Подобная «вилка» дала шанс алкогольному лобби в ДГОС. Интересно, что возможность сократить «мертвые» зоны вокруг объектов вышеуказанной направленности сначала «не заметил» комитет ДГОС по экономике. 17 марта по итогам заседания этого комитета было рекомендовано изменить решение ДГОС № 359 от 14 декабря 2006 г. только в части корректировки списка объектов. Допустимые расстояния от объектов до точек реализации ликеро-водочной продукции комитет оставил прежними.

Предполагалось, что указанные изменения ДГОС должна была утвердить именно в ходе пленарного заседания 31 марта. Однако по вполне понятным причинам этот вопрос было решено отправить на доработку.

Возможно, и этот магазин подпадет под новое ограничение
Возможно, и этот магазин подпадет под новое ограничение

На территории Самары в настоящий момент находится свыше 1600 точек, имеющих действующую лицензию на розничную торговлю крепкой алкогольной продукцией.

Под ограничение по новым правилам при условии сохранения расстояний в 200 и 220 м попадает почти 96% из них. Получается, что продлить действие ранее выданных лицензий после окончания их срока удастся примерно 4% от общего числа магазинов, ресторанов, кафе или баров. Остальным придется закрыться, переехать или убрать крепкие напитки с прилавков. Торговцы алкоголем сочли, что таким образом по их позициям будет нанесен серьезный удар. Целая отрасль малого бизнеса в Самаре попадала бы под угрозу исчезновения.

31 марта спикер ДГОС Александр Фетисов дал понять, что тема расстояний между границами территорий, прилегающих к социально значимым объектам, и помещениями, используемыми для розничной продажи алкогольной продукции, требует дополнительного изучения. «В апреле т.г. запланировано рассмотрение вопроса на заседаниях общественного совета и общественного молодежного парламента при ДГОС с последующим вынесением на думские слушания», — пояснил Фетисов. Одновременно было объявлено, что подготовкой отчета о количестве попадающих в существующую запретную зону точек реализации крепких напитков займется и.о. руководителя ДПР Валерий Моргунов, назначенный на эту должность 28 марта. В тот же день от должности руководителя ДПР был отстранен Дмитрий Харчев (см. «Хронограф» №11 (365) от 04.04.11), считавшийся креатурой главы группы компаний «МИКО» Александра Милеева. Возможно, назначение Моргунова будет способствовать нейтрализации ситуации в алкогольном бизнесе Самары.

Со слов Фетисова, после проработки Моргуновым задачи, которая ставилась Харчеву, ДГОС будет готова вернуться к рассмотрению вопроса. Скорее всего, это произойдет на очередном заседании ДГОС в конце апреля.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

В Самаре насчитывается 1622 объекта с лицензией на розничную торговлю алкогольной продукцией. Количество объектов, на прилегающих территориях к которым запрещается торговля, -2016. Количество объектов, попадающих под действие ограничений при ограничительном расстоянии 50 (70) м -1200 (74%). Количество объектов, попадающих под действие ограничений при ограничительном расстоянии 100 (120) м — 1369 (85%). Количество объектов, попадающих под действие ограничений при ограничительном расстоянии 200 (220) м — 1547 (96%).

(По данным НО «Самарская алкогольная ассоциация»)

Комментарии

Александр ФЕТИСОВ, председатель Думы г.о. Самара

- Я не ханжа, я хожу в какие-то заведения Самары, покупаю в наших магазинах, и, конечно, никто до абсурда доходить не намерен. Вместе с тем делать доступными вот эти места продажи мы тоже не собираемся. Мы должны посоветоваться с нашим молодежным парламентом, с теми, кто входит в различные институты гражданского общества. Думаю, в конце апреля мы к какому-то взвешенному решению придем, но оно действительно должно отвечать нуждам людей, а не каких-то групп или социальных категорий наших граждан.

Вячеслав ДОРМИДОНТОВ, депутат Думы г.о. Самара

- С одной стороны, нужно противодействовать алкоголизации населения, с другой — продуктовые магазины, торгующие в т.ч. ликеро-водочной продукцией, являются объектами малого бизнеса, которые платят налоги, дают рабочие места и все остальное. К примеру, знаю один магазин, раньше это был гастроном, сейчас он по-другому называется, но там всегда продавалась ликеро-водочная продукция. Медучреждения — такой же частный бизнес. Люди покупают или арендуют первый этаж жилого дома, получают лицензию, открывают там косметический кабинет или стоматологическую клинику. Продуктовый магазин рядом находился всегда. Соответственно, три года назад никакого медучреждения не было, сейчас оно появилось, а магазин из-за этого не сможет продлить себе лицензию на торговлю алкоголем. Правильно ли это? С такой логикой можно любую федеральную сеть закрыть.

Наталья МИХАЙЛОВА, депутат Думы г.о. Самара

- Я вообще против того, чтобы в пределах, наверное, 50 м от детских и медицинских учреждений продавали алкогольную продукцию именно в киосках и ларьках. Нужно отменять торговлю не только напитками крепостью выше 15°, но и пивом.

Анатолий КУМАНОВСКИЙ, депутат Думы г.о. Самара

- Департаменту потребительского рынка дали поручение сообщить фактические расстояния по той простой причине, что может получиться так, что все точки реализации крепкого алкоголя отстоят от учреждений, прописанных в региональном законе, на расстояние 400 м.