Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (371) | 16 мая 2011г.
 

От клеветы к доносу

Дело юриста Тольяттикаучука передано в следственные органы

Илья Ширтанов

13 мая 2011 г. Центральный суд г. Тольятти своим постановлением отменил оправдательный приговор мирового суда в отношении юриста ООО «Тольяттикаучук» (ТК) Элины ГУСЯКОВОЙ. Данная процедура явилась следствием обращения в федеральный суд заявителей в лице потерпевших Ильи ПИСАРЕВА и Ольги ШАБАЕВОЙ с жалобой на решение мирового суда. По постановлению Центрального суда, материалы дела направлены в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам заведомо ложного доноса.

Процесс, прошедший 13 мая в Центральном районном суде, был инициирован сотрудником предприятия ТК Ольгой Шабаевой и адвокатом Ильей Писаревым. Обвиняемой по ст. 129 ч.1 УК РФ (клевета) выступила Элина Гусякова. Гусякова в ООО «Тольяттикаучук» в настоящее время занимает должность начальника отдела претензионно- исковой работы.

Можно напомнить, что Гусякова на одном из судебных заседаний открыто обвинила Шабаеву и ее представителя Писарева в мошенничестве с целью завладения деньгами предприятия ТК. В связи с этим судебное разбирательство по обвинению Гусяковой в клевете можно считать в какой-то мере особенным. Юрист предприятия, необоснованно обвиняющий работника своего предприятия в мошеннических действиях, должен отдавать себе отчет о возможных последствиях подобного заявления. Также можно отметить и то, что впоследствии Гусякова изложила эту же позицию в письменном заявлении о совершенном мошенничестве. Т.е. фактически обвинила Шабаеву и Писарева в совершении уголовно наказуемого деяния. В связи с последним обстоятельством суд усмотрел в действиях Гусяковой признаки преступления, предусмотренного ст. 306 УК РФ (заведомо ложный донос). Уголовное преследование Гусяковой по ст. 129 ч.1 УК РФ было прекращено.

Следует разъяснить, что клевета трактуется законом как «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию». Клевета отличается от заведомо ложного доноса тем, что последний направлен на привлечение лица к уголовной ответственности.

Поэтому донос направляется органам, правомочным возбудить уголовное дело, либо иным органам, обязанным передать поступившее к ним сообщение о преступлении по назначению. Собственно, эти действия и были произведены Гусяковой.

Следует отметить, что Писарев защищает интересы работников ТК в судах. К нему обращаются как члены профсоюза «Наше дело», так и другие работники завода, не входящие в профсоюз. Наибольшее количество обращений было связано с выводом работников ТК на простой, лишение премиальных выплат и т.д. Шабаева является одним из таких сотрудников. На Тольяттикаучуке Шабаева работает в должности инженера по охране труда.

Можно напомнить, что Шабаева со своим представителем в лице Писарева добивались через суд получения денежных выплат, которых Шабаева была лишена по ряду причин.

Как раз на одном из таких заседаний по иску Шабаевой Гусякова как представитель ТК в суде сообщила, что Писарев и Шабаева преднамеренно ввели суд в заблуждение. Таким образом, они, по ее заверениям, якобы хотели завладеть деньгами ТК. Однако следует отметить, что Писарев и Шабаева действовали открыто и сообщали суду о заявленных ими требованиях к заводу ТК. Кроме того, на судебном заседании Писарев и Шабаева в обоснование своего иска представили расчет исковых требований.

По словам Ильи Писарева, «суд рассмотрел все требования и вынес решение в пользу Шабаевой, в т.ч. удовлетворил ее требования по премиям, которые и стали камнем преткновения в позиции представителей ТК. Которые мы якобы мошенническим путем хотели предъявить». Примечательно, что областной суд поддержал решение суда первой инстанции в пользу Шабаевой по недоначисленным премиям.

В связи с этим заявлением Гусяковой Писарев и Шабаева обратились в мировой суд с частным обвинением о привлечении данного юриста ТК к уголовной ответственности по ст. 129 ч.1 УК РФ. Мировой судья вынес оправдательный приговор в отношении Гусяковой. Однако впоследствии вышестоящая инстанция этот приговор отменила.

По всей видимости, юристы ООО «Тольяттикаучук», генеральным директором которого является Сергей Полонянкин, склонны обвинять любого, кто, по их мнению, действует против интересов предприятия. В частности, параллельно с обращением в мировой суд Писарева и Шабаевой руководство ТК ранее обращалось в следственный комитет при прокуратуре РФ с заявлением. В заявлении изложена информация, указывающая на сговор группы лиц. Эта же информация указывает на якобы присутствие признаков коррупции в действиях федеральных судей, работников прокуратуры, юристов и профсоюза «Наше дело». Также в действиях указанных лиц сторона ТК в качестве цели сговора усматривает рейдерский захват предприятия.

Комментарии

Илья ПИСАРЕВ, юрист, представитель интересов профсоюза «Наше дело» в суде

- На примере этого процесса можно увидеть, насколько безосновательны и надуманны заявления представителей администрации ТК в адрес работников предприятия — членов профсоюза «Наше дело». Неоднократно приходилось слышать им и о причастности к мошенничеству и к организованной преступности, рейдерству и даже к экстремизму, разжиганию социальной розни. При этом представители администрации ТК не отдают себе отчет, что все это уголовно наказуемые деяния и, если обвиняешь человека в этом, должен нести ответственность. Почему они позволяют себе такие заявления? Нам представляется, что это не что иное, как попытка оказать психологическое давление на судей в ходе процессов, на которых простые работники предприятия пытаются отстаивать свои законные права.