Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (371) | 16 мая 2011г.
 

Потемкинские деревни

На АВТОВАЗе Путину могли показать мираж

Сейдамет Абреков

11 мая в ходе визита в Тольятти председатель правительства РФ Владимир ПУТИН ознакомился с новым автомобилем из модельной линейки ОАО «АВТОВАЗ» — Lada Granta, изготовленным на базе Lada Kalina. Автомобиль, до стабильного серийного выпуска которого еще далеко, был презентован как некое достижение АВТОВАЗа. Но и при таких условиях, во многом для нужд АВТОВАЗа, было возобновлено финансирование программы утилизации. Работающая программа утилизации может сделать уже ненужным выпуск каких-либо новинок.

11 мая в Тольятти прошел съезд Союза машиностроителей России. Участие в нем принял Владимир Путин. Кроме того, он ознакомился с новым автомобилем производства АВТОВАЗа — Lada Granta. Новым его можно назвать лишь условно. По сути, Granta — это модернизированная Lada Kalina. Однако на АВТОВАЗе утверждают, что стоимость Granta будет ниже, чем цена Kalina. Подобные утверждения звучат крайне неубедительно. «Первыми в серию пойдут автомобили Lada Granta в комплектациях «стандарт» (цена — от 220 тыс. р.) и «норма», — сообщил руководитель пресс-центра АВТОВАЗа Александр Шмыгов. Формулировка «от 220 тыс. р.» говорит о том, что на самом деле стоимость нового автомобиля будет гораздо выше.

Ряд источников «Хронографа» сообщают, что только себестоимость Lada Granta составляет около 219 тыс. р. Если это так, то продажи автомобиля будут идти для ОАО «АВТОВАЗ» в убыток, по крайней мере, на момент начала производства. В таких условиях вряд ли приходится говорить о серийном производстве Lada Granta. Скорее, будет выпущена лишь ограниченная партия автомобилей, стоимость которых действительно будет составлять 220 тыс. р., но лишь на момент начала производства.

Позже может произойти существенное удорожание автомобиля. В обычной практике рентабельность производства автомобиля вряд ли должна быть меньше, чем 20%. Таким образом, стоимость Lada Granta (с учетом показателя себестоимости на уровне 219 тыс. р.) может быть не ниже 265 тыс. р. Развенчать мнение источников «Хронографа» могла бы официальная информация АВТОВАЗа относительно себестоимости автомобиля. Но по этому поводу Александр Шмыгов лишь ответил: «Себестоимость автомобиля, а также его отпускная цена не подлежат разглашению». Тем самым версии источников «Хронографа» только прибавили в достоверности.

Что касается начала серийного выпуска этого автомобиля, то и здесь позиции АВТОВАЗа не отличаются четкостью. «Начало производства автомобилей Lada Granta намечено на осень 2011 г. В 2011 г. предполагается выпустить несколько тысяч автомобилей Lada Granta. Продажи, предположительно, начнутся в декабре 2011 г. В первом полугодии 2012 г. АВТОВАЗ намерен начать производство варианта «люкс», — сообщил Александр Шмыгов. В свете информации о том, что производство Granta начнется не раньше осени, а продажи -не раньше декабря 2011г., показ одной-единственной Lada Granta Владимиру Путину выглядит не более чем пиар-акцией. Целью этой акции, судя по всему, стало стабильное продолжение работы программы утилизации, благодаря которой АВТОВАЗ реализовал существенную долю выпущенных автомобилей.

Весьма показательно, что вплоть до 6 мая, т.е. до кануна приезда Путина в Тольятти, на сайте Министерства промышленности и торговли РФ отсутствовали приказы о финансировании в апреле и мае программы утилизации. Они появились лишь к визиту Путина. Причем, если судить по текстам этих документов, они якобы были написаны еще в марте-апреле.

Но напрямую деньги от программы утилизации АВТОВАЗ не получает. Их получают дилеры, которые занимаются реализацией автомобилей. Показательно, что АВТОВАЗ в период, когда возникли проблемы с программой утилизации, предпочитал не раскрывать информацию о количестве автомобилей, проданных по программе. Хотя ранее подобного рода информация была предметом гордости вазовского руководства, в т.ч. президента АВТОВАЗа Игоря Комарова и директора по внешним связям Игоря Буренкова. В ответе на запрос «Хронографа» Александр Шмыгов лишь указал, что информацию о продажах автомобилей Lada в рамках программы утилизации в 2011 г. можно найти на сайте media.lada.ru. При этом в своих пресс-релизах об итогах продаж АВТОВАЗ дает довольно детальную цифровую информацию. Так, стало известно, что в апреле на рынке России АВТОВАЗ реализовал 56173 автомобиля Lada. Показательна точность, с которой АВТОВАЗ подсчитывал проданные автомобили: до одной штуки. В чем была сложность указать цифры продаж по программе утилизации, а не отправлять на малоинформативный сайт, остается большой загадкой.

При этом показатели по продажам на фоне отсутствия ясности с финансированием программы утилизации дают основания говорить о том, что в данном случае под реализацией подразумевается не продажа конечному покупателю, а лишь продажа дилерам. Если это так, то существенная часть автомобилей может до сих пор находиться в распоряжении дилеров. Таким образом, АВТОВАЗ может формировать себе красочную отчетность. Бесконечно подобного рода работа продолжаться не могла. Нужно было вновь запускать программу утилизации. Судя по всему, для этого и было придумано активное мероприятие по презентации Владимиру Путину Lada Granta.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.