Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (375) | 14 июня 2011г.
 

Лоббисты заигрались

Властям Самары пора задуматься о последствиях удаления магазинов от жителей

ИА «Центр-Инфо»

В конце июня Думе г. о. Самара (ДГОС) предстоит определиться с размером прилегающих к социально значимым объектам территорий, в границах которых не допускается розничная реализация алкогольной продукции крепостью свыше 15°. Излишне политизированное и неосторожное решение властей, подогретое противостоянием лоббистов двух основных самарских игроков алкогольного рынка, может поставить под угрозу выстроенную за десятилетие современную систему продуктового ритейла Самары. В одночасье все продуктовые магазины и места общественного питания перестанут находиться в шаговой доступности. Вынужденный переезд вместе с другими издержками продавцов спровоцирует и рост цен.

Мэрия задумалась

17 мая, после почти месячного «затишья» по поводу ограничения расстояний от социально значимых объектов до входа в помещения, где ведется продажа крепких алкогольных напитков, в мэрии Самары состоялся круглый стол. На него были приглашены все заинтересованные стороны. Заметнее других выглядело весьма убедительное выступление президента Самарской алкогольной ассоциации (САА) Сергея Баринова. В своем докладе Баринов сделал акцент на то, что от 60% до 70% точек розничной продажи крепкого алкоголя в Самаре не смогут продлить лицензии на торговлю уже в июле 2011 г. при сохранении ныне действующих ограничительных расстояний в 200 (220) м от объектов из расширенного перечня. Отдельные депутаты, судя по всему, особо не задумываясь над причинами беспокойства участников рынка, а также не проанализировав все последствия ужесточения регионального закона, отметили, что «катастрофы в случае сохранения минимальной дистанции в 200 (220) м не произойдет».

После этого и. о. руководителя департамента потребительского рынка и услуг мэрии Валерий Моргунов решил провести еще одну встречу в схожем формате. Ее сроки которой пока не определены. Вероятно, Моргунов, в отличие от некоторых депутатов ДГОС, осознал возможные масштабы необратимых последствий для всего сектора потребительского рынка Самары, вне зависимости от того, кто и в каких объемах торгует алкоголем.

Депутаты поддержали

Впрочем, объективный подход к проблеме большинство депутатов продемонстрировали уже через три дня, в рамках думских слушаний. Промежуточной рекомендацией по итогам слушании стало снижение расстояний до 100 (120) м. Особенно показательно выглядела консолидированная позиция депутатов, представляющих образовательные учреждения. Они дали понять, что им, по сути, не важно, сколько метров будет, к примеру, от школы до винно-водочного магазина. Решающим, по их мнению, должно стать ужесточение наказания для тех, кто продает алкоголь детям.

Нет сомнений, что определиться с решением вопроса о снижении размера прилегающих территорий до 100 м либо 50 м депутатам поможет более широкий взгляд на проблему.

Большинство магазинов шаговой доступности рискуют оказаться вне закона
Большинство магазинов шаговой доступности рискуют оказаться вне закона

По сути, представительный орган власти Самары вдруг оказался втянут в конфликт двух игроков, защищающих интересы своего бизнеса с использованием нюансов законодательства. Если отбросить реплики, связанные с переделом сфер влияния в секторе администрирования потребительского рынка Самары, то становится очевидным, что на кон поставлена стабильность работы системы цивилизованной торговли продуктами питания. В случае поспешных политизированных решений в «запретную зону» гарантированно попадут продовольственные магазины и рестораны, которые исторически располагались рядом с жилой застройкой и социальной инфраструктурой (см. «Хронограф» №21 (374) от 6.06.11).

Идея шаговой доступности продуктовых магазинов для городского населения была реализована еще несколько десятков лет назад, очевидно, со здравым смыслом. Сейчас жители многоквартирных домов, по соседству с которыми расположены продуктовые магазины с самообслуживанием, в большинстве случаев признают формат такой торговли удобным и выгодным для удовлетворения своих потребностей. Причем подобное соседство характерно не только для Самары, но и для других муниципальных образований Самарской обл. Однако там, в отличие от Самары, проблем с корректировкой местных нормативных актов после принятия соответствующего закона Самарской обл. не наблюдалось.

Слово за самарцами

Несложно представить возмущение жителей областного центра, когда в одночасье все социально ответственные продуктовые магазины и места общественного питания будут вынуждены сменить «прописку» на городские окраины из-за запрета торговли спиртным. Во многих случаях это произойдет из-за отнесения к местам массового скопления людей стоматологических кабинетов, мелких частных клиник, бэби-клубов, аптек (их работа разрешена при наличии лицензии на осуществление медицинской и образовательной деятельности). В последнее время эти заведения появляются в каждом дворе рядом с давно работающими в формате «у дома» магазинами. В итоге может случиться полный абсурд. Десятилетиями функционирующий продуктовый магазин с появлением у себя под боком подобного арендатора немедленно окажется вне закона. Ему придется либо съезжать, либо отказываться от торговли спиртным.

Маловероятно и то, что жители захотят вновь, как в советские времена, добираться до ближайшего «овощного» на транспорте, а после этого еще и стоять в очереди. Побочным эффектом чрезмерных запретных зон станут и расходы граждан на проезд до мест новой дислокации торговых точек. Еще большие расходы им придется понести из-за неизбежного удорожания потребительской корзины в связи с возросшими издержками продавцов.

Это будет вызвано переездом, снижением проходимости новых удаленных точек, дефицитом выгодных торговых площадей и, как следствие, ростом арендных платежей. На это належится растущая инфляция и скачки цен на ГСМ.

Более того, исчезновение социальных (т. н. «красных») цен на группы товаров первой необходимости вызовет негативную реакцию у всех слоев общества. Ведь именно возможность делать наценку на алкоголь позволяет сетевикам сохранять невысокие цены на остальные продукты.

Сейчас депутаты, вмешавшись в конфликт лоббистов чисто алкогольного бизнеса, могут приблизить ситуацию к точке невозврата. После этого широкой общественности уже трудно будет объяснить, почему расстояния все-таки не уменьшили либо уменьшили неправильно, что в итоге привело к продуктовому кризису. Тем более что объясняться придется на фоне новой волны теневого бизнеса, который может начать реализацию контрафактной продукции по спекулятивным ценам, и расцвета пивных киосков (их ограничения не коснутся).

Между тем власти Самары, несмотря на не зависящие от них уровни инфляции и цены на ГСМ, еще вполне способны удержать ситуацию в сфере продуктового ритейла под контролем. Выход, очевидно, заключается в скорейшем принятии депутатами ДГОС обоснованного решения, учитывающего позицию действительно всех заинтересованных сторон.

Гораздо более эффективной мерой борьбы с алкоголизацией явилось бы установление минимальной площади торгового зала в помещении, где в т. ч. продается крепкий алкоголь, в размере 100-150 кв. м. Также можно рассмотреть вопрос о существенном ограничении количества объектов, специализирующихся на торговле как слабым, так и крепким алкоголем. Лишь реализация подобных инициатив при параллельном уменьшении размера прилегающих территорий позволит достичь оптимального баланса между интересами потребителя и продавца.

Комментарии

Сергей БАРИНОВ, президент НО «Самарская алкогольная ассоциация»

- Я представляю интересы многих предприятий, у нас более 300 членов в ассоциации, это предприятия и мелкого бизнеса, и среднего бизнеса, и сети в т. ч. Если не успеть сократить расстояния до 5 июля, то многие продуктовые магазины, где продают в т. ч. и алкоголь, просто прекратят свою работу, или сменят профиль, или вынуждены будут простаивать несколько месяцев, пока требования к расстояниям не изменятся. Несложно понять, к чему все это может привести.