Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (389) | 17 октября 2011г.
 

Потеря Никитина

«Кузнецов» отдаст 45,5 млн р. за не вышедший из ремонта двигатель

Иван Григорьев

7 октября арбитражный суд Самарской обл. взыскал с самарского ОАО «Кузнецов» в пользу ООО «Газпром трансгаз Москва» (ГТМ) стоимость двигателя НК-14ст и убытки, связанные с потребностью ГТМ в приобретении нового аналогичного двигателя. Дочерняя компания ОАО «Газпром» передала НК-14ст на гарантийный ремонт еще 18 мая 2005 г. С тех пор двигатель не только не был восстановлен, но вообще растворился внутри «Кузнецова». Похоже, что исполнительный директор серийного завода Николай НИКИТИН не обеспечил должного контроля над качеством и сроками проведения ремонта, чем, скорее всего, «подставил» своего начальника, руководителя ОАО «УК «ОДК» Андрея РЕУСА.

Новый газотурбинный двигатель НК-14ст, изготовленный на ОАО «Моторостроитель» (ныне ОАО «Кузнецов»), с заводским номером 35125340101017 был приобретен ГТМ в собственность в конце 2002 г. Для эксплуатации НК-14ст передали в филиал ГТМ — Касимовское УПХГ.

10 мая 2005 г. на КС «Касимов» произошла аварийная остановка газоперерабатывающего агрегата №5 из-за выхода из строя указанного двигателя в связи с наличием стружки в его маслосистеме. 14 мая было определено, что двигатель непригоден к дальнейшей эксплуатации и подлежит отправке на завод-изготовитель для проведения ремонта. При этом замечаний по эксплуатации НК-14ст не имелось, а неисправность была обнаружена в период гарантийной эксплуатации (на момент остановки двигателя его наработка составила всего 3 937 часов).

В очередной раз двигателестроители стали заложниками действий коммерческих служб
В очередной раз двигателестроители стали заложниками действий коммерческих служб

18 мая 2005 г. неисправный двигатель был передан на ОАО «Моторостроитель» для проведения гарантийного ремонта. Далее сроки завершения ремонта начали системно откладываться. ГТМ неоднократно обращалось в адрес ответчика с требованиями вернуть отремонтированный двигатель, либо поставить новый взамен неисправного, либо вернуть уплаченную за неисправный двигатель денежную сумму. Последний раз самарский завод уклонился от возврата в ноябре 2010 г., спустя пять с половиной лет после поступления двигателя в его распоряжение. В ответ ГТМ направило на ОАО «Кузнецов» комиссию с участием своих представителей для установления стадии ремонта двигателя. Выяснилось, что двигатель поступил на предприятие в мае 2005 г., а в ремонт был отправлен только спустя два года (11 мая 2007 г.). После поступления в ремонт НК-14ст разобрали на узлы и детали, которые отправили в производство для восстановления. Однако никаких деталей комиссии в начале 2011 г. представлено не было ввиду их отсутствия. Более того, несмотря на наличие формуляра от двигателя, отсутствовали данные о его фактическом наличии в целом. В апреле 2011 г. ГТМ вынуждено было обратиться в арбитраж.

25 августа в судебном заседании ОАО «Кузнецов» представило справку за подписью своего исполнительного директора Николая Никитина и главного бухгалтера Елены Русановой об отсутствии материальной части двигателя. По сути, Никитин и Русанова признались, что НК-14ст был растерян по частям в процессе ремонта. Причем, зная об исчезновении, менеджмент «Кузнецова» вряд ли прикладывал усилия по урегулированию конфликта с ГТМ путем возврата денег или поставки нового двигателя.

В итоге суд установил, что ответчик неправомерно удерживал НК-14ст у себя за счет его законного владельца ГТМ, и обязал «Кузнецов» возместить истцу стоимость неосновательно сбереженного имущества на момент его передачи в ремонт. С учетом износа на 18 мая 2005 г. двигатель стоил 16,73 млн р. Помимо данной суммы «Кузнецов» должен будет рассчитаться с ГТМ за убытки последнего. Размер убытков рассчитали, исходя из согласованной сторонами на 2010 г. оптовой цены НК-14ст с НДС (45,49 млн р.). Т.е., получив с «Кузнецова» 16,73 млн р. стоимости двигателя в момент его выхода из строя и 28,76 млн р. убытков, ГТМ теоретически сможет приобрести новый аналогичный двигатель по ценам прошлого года. Вопрос в том, захочет ли «дочка» ОАО «Газпром» брать НК-14ст, чтобы позже, в случае его поломки, вновь искать останки двигателя в ремонтных мастерских завода. В целом можно предположить, что благодаря Николаю Никитину отношения между владельцем «Кузнецова» -ОАО «УК «ОДК», возглавляемом Андреем Реусом, и опорным клиентом самарского завода в лице Газпрома рискуют испортиться вплоть до отказа закупать двигатели НК в целях газоперекачки.