Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (394) | 21 ноября 2011г.
 

Шоу должно продолжаться

Шансы Сбербанка на возврат долгов «Бизнес-Транса» падают

Сейдамет Абреков

15 ноября продолжилось слушание дела о банкротстве ООО «Бизнес-Транс». Компания, генеральным директором которой был Лечи АХМАДОВ, занималась перевозками автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ». Основным кредитором «Бизнес-Транса» с требованиями более 1 млрд р. было Автозаводское отделение №8213 ОАО «Сбербанк РФ». Пока «Бизнес-Транс» банкротится, перевозками вазовских автомобилей, похоже, занимается другая компания Ахмадова — ООО «Бизнес Транс Сервис» («БТ Сервис»). При этом БТ Сервис только на конец 2010 г. уже успел накопить займов и кредитов на полмиллиарда рублей. Судя по всему, партнеров «БТ Сервиса» ничему не научила история взаимоотношений «Бизнес-Транса» и Сбербанка.

Вперед — к банкротству

15 ноября в Федеральном арбитражном суде (ФАС) Поволжского округа пройдет очередное заседание в рамках дела№А55-18728/2010, возбужденного по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Самарской обл. Именно налоговая инициировала банкротство ООО «Бизнес-Транс». Генеральным директором этой компании являлся Лечи Ахмадов. Он же в качестве генерального директора контролирует деятельность ООО «БТ Сервис».

Стоит отметить, что 21 июля в отношении ООО «Бизнес-Транс», занимавшегося перевозками товарных автомобилей ОАО «АВТОВАЗ», было открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим был утвержден Анатолий Гаврилов. Реестр требований кредиторов должен был быть закрыт еще 12 октября 2011 г. Конкурсное производство должно быть завершено 21 января 2012 г.

Одним из самых спорных моментов в процедуре банкротства ООО «Бизнес-Транс» является включение требований ОАО «Сбербанк РФ» в лице Автозаводского отделения №8213 в состав требований кредиторов. О природе и размере этих требований можно узнать из других арбитражных процессов с участием Сбербанка и «Бизнес-Транса».

Так, еще 16 июля 2010 г. Арбитражный суд Самарской обл. в рамках дела №А55-11220/2010 выдал исполнительный лист на принудительное взыскание солидарно с ООО «Бизнес-Транс», ООО «Бизнес-Лада», ООО «Фирма «Лада-Форвард» (входят в ассоциацию «Группа компаний «Форвард») и президента этой ассоциации Лечи Ахмадова более 547 млн р. (см. «Хронограф» №27 (336) от 26.07.10). Иск подало все тоже Автозаводское отделение №8213 ОАО «Сбербанк РФ». Судя по всему, эта задолженность была вызвана неоплатой по кредиту, причем, судя по всему, не обеспеченному залоговым имуществом.

Кроме того, 25 июня 2010 г. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд постановил оставить без изменения определение Арбитражного суда Самарской обл. от 11 мая 2011 г. по делу №А55-10033/2010, которым были наложены обеспечительные меры в виде ареста денежных средств и имущества ООО Фирма «Лада-Форвард» в пределах еще 519 млн р.

Сбербанк умеет проявлять лояльность к отдельным заемщикам
Сбербанк умеет проявлять лояльность к отдельным заемщикам

Арест был наложен на имущество, заложенное по кредитным договорам, заключенным между ООО Фирма «Лада-Форвард» и ОАО «Сбербанк РФ». Были заложены седельные тягачи, полуприцепы, другая автотранспортная техника, которые ООО «Бизнес-Лада», ООО «Фирма «Лада-Форвард», ООО «Бизнес-Транс» использовали для перевозки товарной продукции ОАО «АВТОВАЗ». В частности, арест был наложен на 102 тягача MAN и 35 тягачей МАЗ, а также 132 полуприцепа.

Утратили залог

Не исключено, что размер требований Сбербанка мог несколько измениться в результате уточнений, но незначительно. По крайней мере, в ходе судебных заседаний была раскрыта информация о том, что часть залога, возможно, уже была утрачена. «Нарушенное право кредитора (Сбербанка. – Прим. авт.) подтверждено материалами дела, несоразмерность обеспечительных мер отсутствует, арест наложен на заложенное имущество, частично залог утрачен», — содержится по этому поводу запись в одном из постановлений арбитражного суда.

Что касается возможности утраты залога, то это и неудивительно. Уже после того, как должны были быть приняты обеспечительные меры в виде ареста грузовой техники, можно было видеть, что на деле эта техника продолжала работать. По крайней мере, тягачи с фирменными эмблемами «Бизнес-Транса» довольно часто встречались в Тольятти и городских окрестностях.

Заседание ФАС Поволжского округа, прошедшее 15 ноября, было посвящено тому, что «Бизнес-Транс» пытается добиться вывода требований Сбербанка в размере 547 млн р. из реестра требований кредиторов. Это задолженность, которая, судя по всему, не обеспечена залогом. «Бизнес-Транс» ссылается на необходимость пересмотра требований Сбербанка «по вновь открывшимся обстоятельствам». Две первые арбитражные инстанции отказали «Бизнес-Трансу» в этой просьбе.

При этом стоит отметить, что 24 мая 2011 г. постановлением президиума Высшего арбитражного суда РФ было отменено решение третейского суда при ЗАО «Инвестиционно- строительная компания «Сбербанк инвестстрой» от 30 апреля 2010 г. по делу №ТС-07/10. Это решение третейского суда и стало основой заявления Сбербанка о включении требований в размере 547 мл р. в реестр требований кредиторов ООО «Бизнес-Транс». Именно вышеназванный третейский суд решил взыскать солидарно с ООО «Бизнес-Лада», ООО «Фирма «Лада-Форвард», ООО «Бизнес-Транс», а также с Лечи Ахмадова более 547 млн р.

По проторенной дорожке

При этом конкурсное производство, а ранее временное управление на ООО «Бизнес-Транс», судя по всему, не помешало компании вести деятельность по перевозке автомобилей АВТОВАЗа. Как отмечалось выше, после вынесения решения об аресте имущества «Бизнес-Трансу» как-то удавалось продолжать перевозить вазовские автомобили. Да и отчетность «Бизнес-Транса» говорит о том, что деятельность компания вела, что само по себе выглядит удивительно. По крайней мере, за 2010 г. объем выручки «Бизнес-Транса» составил почти 79 млн р. Об объемах деятельности «Бизнес-Транса» Лечи Ахмадова за 2011 г. пока неизвестно. Однако известно, как на фоне банкротства ООО «Бизнес-Транс» увеличились показатели ООО «БТ Сервис», также подконтрольного Лечи Ахмадову.

«БТ Сервис» занят по тому же направлению, что и «Бизнес-Транс»: деятельность автомобильного грузового транспорта. Вплоть до 2010 г. «БТ Сервис» не выделялся показателями. Но буквально за один год, судя по отчетности предприятия, размер основных средств вырос с 24,5 млн р. до 236,9 млн р., запасы увеличились с 1 млн р. до 55,8 млн р. Очевидно, что на «БТ Сервис» было переведено имущество, необходимое для перевозки вазовских автомобилей.

По этому направлению «БТ Сервис» демонстрирует впечатляющую динамику. Если за 2009 г. компания показала выручку менее 1 млн р., то за 2010 г. — сразу 1,151 млрд р. Скорее всего, именно «БТ Сервис» стал вместо «Бизнес-Транса» перевозить вазовские автомобили. Вероятно, одна компания Лечи Ахмадова арендовала у другой грузовую технику и прицепы. Так или иначе, но на конец 2010 г. объем займов и кредитов у «БТ Сервис» вырос уже до 490 млн р. Кредиторская задолженность составила уже более 98 млн р., задолженность перед персоналом — более 13 млн р., а задолженность по налогам и сборам — более 49 млн р.

С учетом того, что только за один год деятельности «БТ Сервис» набрал займов и кредитов почти на полмиллиарда рублей, напрашивается вывод о том, что опыт кредиторов «Бизнес-Транса» мало чему научил партнеров «БТ Сервиса».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Евгений ТУВАЕВ, заместитель председателя Поволжского банка Сбербанка России

- Сбербанк не располагает информацией о каких-либо инициативах ООО «Бизнес-Транс», направленных на невозврат кредитных средств. В случае подтверждения подобной информации кредиторов может быть инициировано уголовное преследование причастных к данным обстоятельствам лиц в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Фактов утраты залога транспортной техники не зафиксировано. Кредитования ООО «БТ Сервис» Сбербанк не осуществляет.