Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (396) | 5 декабря 2011г.
 

Сити-менеджера не будет

Глава Тольятти будет избран всенародным голосованием

Егор Кошеров

1 декабря стал последним днем, после которого теоретически уже будет невозможно успеть внести изменения в Устав г. о. Тольятти и провести в марте 2012 г. выборы мэра не путем всенародного голосования, а из числа вновь избранных депутатов Думы г. о. Тольятти (ТГД). В связи с этим шансы возглавить город у тех, кто надеялся это сделать путем избрания мэра из числа депутатов и назначения сити-менеджера, значительно упали.

Опыт уже имеется

Самым идеальным вариантом для «Единой России» (ЕР) можно было бы считать избрание мэра Тольятти в марте 2012 г. из числа депутатов ТГД. Это позволило бы не только сохранить контроль над местной властью и продолжить начатый курс на модернизацию моноструктурной экономики города, но и провести выборы с наименьшими затратами. ТГД — единственный в Самарской обл. представительный орган местного самоуправления, который наполовину формируется по партийным спискам. Таким образом, совмещение выборов в ТГД с выборами президента РФ 4 марта 2012 г. позволило бы ЕР без каких-либо трудностей на местном уровне получить в ТГД количество мест, превышающее уровень квалифицированного большинства. Это позволило бы провести на должность председателя ТГД — главы Тольятти, а также на пост сити-менеджера людей, которые бы гарантировали преемственность власти.

Для реализации этого механизма требовалось осуществить несколько последовательных действий: внесение изменений в Устав Тольятти, изменение границ городского округа, досрочное прекращение полномочий ТГД. При поверхностном взгляде эти преобразования могут выглядеть сложнореализуемыми и требующими большого срока подготовки. Но это не совсем так.

Имеющийся в стране опыт принятия решений, а также наличие административной воли позволяли в кратчайшие сроки провести изменения куда более масштабных и сложных систем, чем переформатирование власти в Тольятти. Наглядный тому пример — изменение границ Москвы или перемещение губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко на пост председателя Совета Федерации РФ. Оба этих федеральных проекта были реализованы в 2011 г. в крайне сжатые сроки с соблюдением всех прописанных в законодательстве процедур.

Действующий состав ТГД был избран в марте 2009 г., т. е. на год позже избрания нынешнего мэра Тольятти Анатолия Пушкова. В соответствии с Уставом Тольятти срок полномочий ТГД — 5 лет (п. 3 ст. 24 Устава г. о. Тольятти). Для того чтобы избирать мэра из числа депутатов, надо, чтобы соответствующие поправки в устав были внесены предыдущим составом думы. Если эти поправки в устав будут приняты нынешним составом ТГД и он профункционирует весь отведенный для него срок, то избирать мэра из числа депутатов можно будет только по окончании полномочий мэра, который будет избран в марте 2012 г. по старой схеме — путем всенародного голосования. Этот путь действительно потребует большого количества времени. Однако можно было пойти и по более быстрому пути.

Быстрый сценарий

Ст. 27 Устава Тольятти «Досрочное прекращение полномочий думы» предусматривает несколько вариантов роспуска ТГД. Пункт 1.3 этой статьи говорит: «В случае преобразования городского округа». Под преобразованием понимается расширение границ городского округа с учетом включения в его состав новых населенных пунктов. В результате в городе увеличивается количество избирателей, поэтому требуются досрочные выборы.

ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает несколько вариантов инициатив для принятия решений об изменении границ муниципального образования (ст. 12 ФЗ №131) и о преобразовании муниципального образования (ст. 13 ФЗ №131). В этих статьях сказано: «Изменение границ (преобразование) муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти...». Из полного содержания этих статей следует, что только в случае, если инициатива исходит от населения, требуется проведение референдума.

Исходя из этого, вполне можно было реализовать сценарий из двух параллельно запущенных процессов. На региональном и муниципальном уровне принимается решение о пересмотре границ города и последующем его преобразовании. Принимается соответствующий закон на уровне субъекта федерации. Одновременно с этим депутаты ТГД готовят ряд изменений в Устав Тольятти — о процедуре выборов мэра из числа депутатов. Первым должен был бы вступить в законную силу обновленный устав, сразу после этого — региональный закон об изменении границ Тольятти и его преобразовании. Тем более что в Тольятти уже давно назрели предпосылки к расширению границ и преобразованию городского округа. После этого ТГД досрочно слагает полномочия.

Упустили шанс

Эту процедуру можно было бы успеть провести, даже если бы она стартовала 5 декабря, на следующий день после проведения выборов в СГД. Однако для этого уже изначально существовало одно серьезное препятствие. В ст. 12, 13 ФЗ №131 говорится: «Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ (преобразовании) муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования».

В соответствии с действующим законодательством о выборах решение о выборах в органы муниципальной власти должно приниматься не раньше 90 дней и не позже 80 дней до даты голосования. Если предположить, что выборы мэра Тольятти будут совмещены с назначенной на 4 марта 2012 г. датой выборов президента РФ, то для ТГД последним днем принятия решения о назначении выборов мэра станет 15 декабря. Именно до этого крайнего срока должны были быть выполнены все процедуры для досрочного роспуска ТГД в целях избрания мэра из числа депутатов и назначения сити-менеджера. Чисто гипотетически можно было бы уложиться даже в эти крайне сжатые сроки, но в таком случае работа должна была начаться хотя бы в последних числах ноября. Это обусловлено порядком внесения изменений в устав, который прописан в ст. 85 Устава г. о. Тольятти. В этой статье сказано: «Проект решения думы о внесении изменений и дополнений в устав городского округа не позднее, чем за тридцать дней до дня рассмотрения вопроса думой, подлежит официальному опубликованию. После опубликования, но не ранее чем через 14 дней, проект решения думы о внесении изменений и дополнений в устав городского округа подлежит обсуждению на публичных слушаниях». В данном случае есть 14 дней, которые никак не обойти, все остальное -проведение заседаний ТГД и СГД, утверждение нового устава в Минюсте и т. д. — легко исполняется путем задействования административной воли. Последний срок, когда можно было успеть опубликовать уведомление о проведении публичных слушаний, истек 1 декабря. Ничего опубликовано не было. Это означает, что выборы мэра пройдут по старой схеме. Шанс победить будут иметь наиболее рейтинговые фигуры, которых сегодня в мэрии нет.

Кроме того, прямые выборы мэра исключают возможность создания местного тандема, когда мэр-спикер будет делить власть с сити-менеджером. Причем последнего можно было просто навязать думе постфактум.

Таким образом, ЕР придется определяться с кандидатом на пост главы города до начала предвыборных мероприятий. Вариант, когда это решение можно будет отложить на последний момент, общенародное голосование исключает. Следует понимать, что фактически все желающие попытать счастье в качестве кандидата на пост мэра Тольятти видят себя либо явными выдвиженцами правящей партии, либо ее неафишируемыми креатурами.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.