Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (415) | 2 мая 2012г.
 

Проблемный LADA Largus

Сложности с комплектующими скоро пошатнут почти всех партнеров АВТОВАЗа

Илья Ширтанов

19 апреля ОАО «АВТОВАЗ» сообщило об открытии фирменной розничной сети магазинов автозапчастей «LADA Dеталь». Однако в настоящее время приобретение деталей для вазовских машин старых моделей вряд ли можно считать проблемой. Более актуальной является проблема с запчастями и обслуживанием нового автомобиля LADA Largus, собранного из комплектующих Renault. Скорее всего, именно с этими сложностями в ближайшее время столкнутся первые покупатели новинки АВТОВАЗа. Причем на самом АВТОВАЗе так и не дали четкого ответа на этот вопрос.

4 апреля состоялся запуск в серийное производство автомобиля LADA Largus. На ОАО «АВТОВАЗ» уже успели заявить: «На первом этапе локализация LADA Largus — более 50%, в дальнейшем этот показатель будет доведен до 72%». Учитывая то, что данные автомобили будут выпускаться АВТОВАЗом, логично, что сервисное техническое обслуживание автомобилей новой модели будет происходить на СТО дилерских центров ОАО «АВТОВАЗ».

Технические характеристики LADA Largus могут определять прежде всего комплектующие компании Renault и ее партнеров. В этом случае возникает вопрос о компетентности специалистов и технических возможностях СТО вазовских дилеров, на которых до сегодняшнего дня обслуживались только автомобили вазовской линейки. По этому поводу председатель совета директоров ОАО «ТЗТО» Алексей Зверев в беседе с корреспондентом «Хронографа» отметил: «Продажа и обслуживание автомобилей являются внутренним циклом АВТОВАЗа».

Напрашивается вывод, что у СТО вазовских дилеров, на которых будет идти обслуживание LADA Largus, должны быть в штате специалисты, владеющие необходимым опытом и знаниями работы с автомобилями, собранными на платформе Renault.

В то же время привлекает внимание вопрос с поставками запчастей на вазовские СТО, на которых планируется производить обслуживание LADA Largus. До настоящего времени информация о поставках комплектующих для ремонта и обслуживания автомобилей LADA Largus не раскрывалась.

На вазовских СТО еще не обслуживали автомобили, собранные на платформе Renault
На вазовских СТО еще не обслуживали автомобили, собранные на платформе Renault

Вероятно, окончательного решения по этому поводу еще не выработано. С другой стороны, при отсутствии специально обученных и сертифицированных специалистов и соответствующего оборудования на СТО факт наличия ремонтных комплектующих не играет ни какой роли.

Следует обратить внимание, что вся необходимая база для обслуживания указанных машин имеется у официальных дилеров копании Renault. Однако публично вопрос об обслуживании LADA Largus у дилеров Renault не обсуждался, по крайней мере пока.

Возвращаясь к открытию фирменной сети магазинов розничной торговли «LADA Dеталь», можно усомниться в том, что руководство АВТОВАЗа сегодня вдруг всерьез обеспокоилось проблемами именно автолюбителей. «Владельцы автомобилей LADA смогут приобрести необходимую запасную часть, не сомневаясь в ее оригинальности и качестве», — говорится в сообщении АВТОВАЗа. Истинным поводом для создания сети «LADA Dеталь», скорее всего, стало то, что со второго полугодия АВТОВАЗ прекращает выпуск ряда моделей автомобилей собственной разработки, а выпуск каких-то моделей будет существенно сокращен. В планах АВТОВАЗа стоит снятие с производства автомобилей семейства LADA Samara. Все это обусловлено тем, что в самое ближайшее время контрольный пакет акций ОАО «АВТОВАЗ» окажется во владении альянса Renault-Nissan.

В этой связи, вероятно, возникнет проблема сбыта запасных частей для старых моделей АВТОВАЗа, производством которых в объеме массовых серий занимаются традиционные поставщики АВТОВАЗа. По этому поводу ветеран ОАО «АВТОВАЗ» Юрий Целиков пояснил: «По российскому закону еще восемь лет нужно производить запасные части.

Т. е. часть мощностей должна быть оставлена и загружена под запчасти». Зверев, в свою очередь, считает: «Требования требованиями, а в жизни по-другому будет. Повыкидывают оборудование, да и все». В его словах большая доля истины и здравой логики традиционного околовазовского бизнеса. Сбыт комплектующих на вторичном рынке — дело очень затратное, если его сравнивать с гарантированными поставками на конвейер. Здесь и другая логистика, и совершенно иной маркетинг.

Затруднения со сбытом, начиная со второго полугодия этого года, могут возникнут у крупных предприятий, таких как ЗАО «ВАЗинтерСервис», ОАО «АвтоВАЗагрегат», ОАО «ТЗТО», ООО «ДСК», ГК «АвтоКом» и т. д. Например, АвтоВАЗагрегат выпускает трубопроводы тормозной, гидропривода сцепления и топливной системы на все модели автомобилей LADA. ВАЗинтерСервис производит детали тормозной системы, трансмиссии и подвески, рулевого управления. Основным потребителем продукции этих предприятий является АВТОВАЗ. Этим и другим подобным производителям, для того чтобы остаться в линейке поставщиков АВТОВАЗа, по всей видимости, придется перестраивать производство, что требует времени и вложения средств.

Вероятно, «LADA Dеталь» какое-то время сможет выступать в роли гарантирующего потребителя комплектующих для вторичного рынка, ранее направлявшихся напрямую на конвейер для сборки автомобилей на АВТОВАЗе. С этим согласился генеральный директор ЗАО «Мотор-Супер» Дмитрий Савенков: «Совершенно правильно. Это будет называться цивилизованный рынок».

Однако стоит понимать, что реализовать через розничную сеть прежние объемы комплектующих вряд ли возможно. В то же время остается вопрос с запасными деталями для нового автомобиля LADA Largus. На фоне происходящего может возникнуть такая ситуация, что традиционные комплектующие окажутся невостребованными, а для LADA Largus будет ощущаться нехватка запчастей.