Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (415) | 2 мая 2012г.
 

Разрушающая оптимизация

Последствия взрыва могут перекрыть всю экономию Полонянкина

Илья Ширтанов

24 апреля на территории ООО «Тольяттикаучук» был замечен заместитель председателя правления — исполнительный директор ООО «СИБУР» Владимир РАЗУМОВ и другие высокопоставленные руководители холдинга. Их визит был напрямую связан с произошедшей 23 апреля аварией. Незадолго до взрыва новым гендиректором ООО «Тольяттикаучук» (ТС) стала Ольга ТРОИЦКАЯ, а бывший гендиректор Сергей ПОЛОНЯНКИН уже готовился к предполагаемому переводу в Москву для работы в центральном аппарате холдинга «СИБУР».

В настоящее время Полонянкин является генеральным директором ЗАО «Тольяттисинтез». Компания владеет активами, которые ТК использует в своей производственной деятельности. Разделение управленческих и производственных полномочий между двумя юрлицами случилось в конце 2011 г. Это окончательно запутало и без того малопонятную для сторонних наблюдателей систему внутренних отношений и принятия решений на промплощадке ТК. Подобного рода реорганизации обычно проводят под вывеской оптимизации расходов, но на деле все это помогает руководству минимизировать свою ответственность в случае чрезвычайных ситуаций. Сегодня на ТК как раз такой случай.

Незадолго до 23 апреля новым директором ТК была назначена Ольга Троицкая. Это уже третий гендиректор на Т К за полгода. В отношении самого Полонянкина рассматривался вариант перевода его на работу в центральный аппарат холдинга «СИБУР» в Москву.

До прихода в структуры холдинга «СИБУР» Полонянкин никогда не был химиком. Однако он понимал, что нужно делать, чтобы в глазах руководства выглядеть успешным менеджером. После назначения на ТК в апреле 2007 г. он активно включился в работу по сокращению издержек и экономии ресурсов. В основном это касалось производственной части и почти не затрагивало административный аппарат.

Экономия на ремонтах, снижение численности производственного персонала, вывод технического персонала в простой и т. д. — все это давало возможность Полонянкину отчитываться перед руководством СИБУРа о росте только ему понятных показателей.

«Одновременно с этим начала ощушаться серьезная нехватка высокопрофессиональных специалистов, слесарей КИПиА, началась текучка кадров, на место опытных работников начали приходить люди, не знающие оборудования, нехватка персонала вылилась в практику, когда одному человеку приходилось совмещать функции нескольких специалистов.

От огня могли пострадать эти резервуары
От огня могли пострадать эти резервуары

Существует и практика по сокрытию несчастных случаев и аварий. Должным образом не проводятся расследования по установлению их причин и, как следствие, нет эффективной работы по их предотвращению. В отделах и структурах завода, призванных следить за промышленной безопасностью, работают люди без профильного образования. Специалисты, которые пытались возражать, увольнялись. Для сложного химически опасного производства такое абсолютно недопустимо, но на ТК все оказалось возможным. Поэтому нет ничего удивительного в том, что участились аварии. Чудо, что пока все обходится без серьезных жертв», — поделился своими наблюдениями с корреспондентом «Хронографа» председатель независимого профсоюза «Наше дело» ООО «Тольяттикаучук» Владимир Жильченко.

В результате организованной Полонянкиным оптимизации численность персонала на ТК сократилась с 7500 до 4300 человек. Очевидно, что урезанный штат сотрудников не в состоянии полноценно обслуживать производственные мощности, в т. ч. следить за безопасностью объектов. В частности, 23 апреля вызов специалистов к месту порыва трубопровода был произведен службой охраны, а не технологическим персоналом, который мог оценить ситуацию. Также непонятно, почему не сработали датчики, определяющие взрывную концентрацию газа. Вопросов больше, чем ответов.

Стоит напомнить, что благодаря действиям профсоюза «Наше дело» надзорным органам не один раз удавалось узнать о проблемах промышленной безопасности на объектах ТК.

Независимый профсоюз работников ТК «Наше дело» направлял множество писем в различные ведомства, в т. ч. и руководителю Средне-Поволжского управления Ростехнадзора Валерию Сафронову, в которых обращал внимание на низкий уровень промбезопасности на заводе. Как правило, все сводилось к проведению очередной проверки, выписывались предписания, многие из которых не исполнялись.

Примечателен случай, когда Ростехнадзору так и не хватило административой воли в строго указанные сроки в 2009 г. добиться от ТК проведения аттестации трубопроводов, работающих под давлением.

Служба Ростехнадзора неоднократно вносила предписания руководству предприятия с требованием устранения выявленных нарушений, в то же время проявляя лояльность к администрации ТК. В большинстве случаев сроки устранения нарушении продлевались, а действия сотрудников Ростехнадзора скорее напоминали формальный подход к исполнению обязанностей.

В качестве примера можно привести случай, когда члены профсоюза «Наше дело» еще в 2010 г. обратились с предостережением в Ростехнадзор о недопустимости эксплуатации резервуаров того же Д-1 и И-1 без разрешительной документации. Насколько известно, сроки эксплуатации истекли к 2000 г. и требовалось повторное исследование этих резервуаров. Вероятно, случившийся 23 апреля взрыв стал возможен в результате утечки углеводородного сырья из разрушившегося от износа трубопровода.

О том, что ветхость объектов ТК приближается к критической отметке, могут говорить следующие факты. Летом 2011 г. на технологическом оборудовании цеха И-6 произошел аварийный выброс формалина. Пострадали люди. Пострадавшие работники цеха были госпитализированы. Приблизительно в это же время на ТК произошло обрушение обветшавшего производственного корпуса в цехе Д-6. Перечисление можно продолжать и дальше. Остается непонятным, почему Ростехнадзор так и не прибегнул к кардинальным мерам воздействия на руководство завода и не приостановил деятельность предприятия до полного устранения всех выявленных нарушений.

Взрыв 23 апреля и последующие разрушения в итоге могут обойтись холдингу «СИБУР» дороже всей достигнутой Полонянкиным экономии от разного рода оптимизаций.

Вероятно, теперь у руководства холдинга появится повод еще раз подумать о целесообразности перевода Полонянкина на работу в Москву.