Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (426) | 23 июля 2012г.
 

Александр Неронов:

Созидательная работа невозможна во внутренне разобщенном обществе

Вероника Синицына

18 июля на встрече губернатора Самарской обл. Николая МЕРКУШКИНА с руководителями ведущих средств массовой информации региона обсуждались в числе других актуальных тем вопросы взаимоотношения власти и бизнеса. Политические и экономические составляющие таких отношений всегда отражались на происходящих в обществе процессах. О своем видении ситуации рассказал в интервью «Хронографу» член федерального политического совета Всероссийской политической партии «Правое дело» (ПД), руководитель региональной организации ПД в Самарской обл. Александр НЕРОНОВ.

- Александр Эдуардович, губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин подчеркнул, что в последнее время Самарская обл. по объему валового регионального продукта (ВРП) начала отставать от соседей по Приволжскому федеральному округу. Ответственность за любые подобные тенденции электорат привык перелагать на партию власти, какой бы она ни была. Почему, на ваш взгляд, люди рассуждают именно таким образом?

- Партия власти в лице «Единой России» (ЕР) сформировалась далеко не вчера. И процесс ее формирования нельзя рассматривать в отрыве от других происходивших в стране процессов. Причем с процессом разгосударствления экономики как раз особое значение и приобрела эволюция отношений власти и крупного бизнеса. Возникли проблемы, связанные с формированием, деятельностью, политическим влиянием финансово-промышленных групп (ФПГ). Давно уже не секрет, что существует тесная связь и переплетение интересов ФПГ и власти. К тому же на фоне разногласий и конкурентной борьбы ФПГ, множества внутренних групповых амбиций может расти обратное воздействие ФПГ на власть. Главное, что сама власть стала их целью.

Если рассуждать о Самарской обл., особенно это можно заметить в Самаре и Тольятти, в процессе выборов одни ФПГ просто сменяют другие. В каком-то смысле это можно наблюдать в Сызрани и Октябрьске. При этом любая ФПГ, продвигая на выборах свои креатуры, заинтересована в получении контроля над бюджетными средствами, основными финансовыми потоками, в освоении таких направлений, как недвижимость, транспорт, коммунальные услуги.

Такая политика через какое-то время начинает вызывать недоверие у населения.

В результате переход власти от одной ФПГ к другой получает социальную поддержку. Но оказавшаяся у власти очередная ФПГ опять же заинтересована в тех направлениях, которые осваивались предыдущей. Она «садится» на те же ресурсы, и процесс освоения начинается с нулевой отметки. Где же в таком случае возможность для развития, открытия и разработки новых направлений? Ни о каком росте, в т. ч. и ВРП, речь идти не может. А т. к. замена одной ФПГ на другую переходит в разряд формальности, то для рядового человека эта ротация уже мало что значит.

Вполне естественно, что люди перекладывают ответственность за происходящие процессы на «партию власти». Ведь ФПГ, как правило, и приходят к власти под флагами ЕР, прикрываются ее интересами. Одна из главных проблем партии власти в том и заключается, что оказавшиеся у власти на местах команды работают, например, не в рамках программы партии, а в рамках задач стоящих за ними ФПГ.

- В самом начале работы в Самарской обл. Николай Меркушкин говорил, что консолидировать элиты — это значит сделать так, чтобы они больше работали в интересах области. Не только в интересах своего бизнеса, они должны думать еще и о земле, на которой живут...

- Подпишусь под каждым его словом. Ту коррекцию общественно-политических порядков в регионе, которая происходит сейчас, можно только приветствовать. Это и перемены в структуре власти, и поиски оптимальной модели развития. Все это должно способствовать модернизации главных сфер социально-политической жизни при обеспечении устойчивого роста.

Возвращаясь к началу нашего разговора, хочу отметить, что в свое время участники процесса создания «партии власти» заявляли цели повышения эффективности экономики, создания класса лояльных власти собственников, создания «среднего класса». «Средний класс» и должен был стать оплотом социально-политической стабильности.

Сейчас, однако, ЕР не является той политической силой, которая реально бы защищала интересы предпринимателя, реально поддерживала бы малый и средний бизнес. Заявленные ранее принципы функционирования ФПГ не дают этому места. Ведь большинство ФПГ создавалось с учетом не только экономических, но и политических интересов. Но это принципы крупного бизнеса. Средний, малый бизнес просто не вписывается в эту схему.

Наша задача — не освоение бюджетных потоков, не масштабная приватизация ресурсов. Создать прибыльное предприятие, создать рабочие места, зарабатывать на нем, развивать его, платить зарплату... Здесь, по сути, не может быть соревнования в том, кто больше приватизирует земли или успешнее для себя «освоит» бюджет. Мы более гибки, но не вписываемся в ситуацию. Здесь вырисовывается и вторая проблема ЕР: средний класс автоматически оказывается в оппозиции, даже не имея идеологических разногласий с официальной доктриной ЕР и власти в целом. В результате люди идут в другие партии.

При этом хотелось бы отметить, что достижение динамики роста не является отдельно взятой экономической или политической проблемой. Она имеет и большую нравственную составляющую. Созидательная работа невозможна во внутренне разобщенном обществе. В таком обществе, где политические и экономические силы, основные социальные слои придерживаются различных ценностей. Любая власть, по сути, для движения вперед должна принять условия, учитывающие в первую очередь социальные потребности населения.

Власть, в т.ч. и на местах, должна формироваться по принципам конституционности, равноудаленность от любых ФПГ. Принципы партийной равноудаленности демонстрирует, например, президент РФ Владимир Путин.