Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (443) | 17 декабря 2012г.
 

Требуют сохранить

Депутаты ТГД выработали рекомендации в защиту коллектива театра «Колесо»

Олеся Лысякова

10 декабря по обращению коллектива МБУИ г. о. Тольятти драматический театр «Колесо» им. Глеба Дроздова в Думе г. о. Тольятти (ТГД) состоялись депутатские слушания. В ходе ознакомления с ситуацией, сложившейся в театре, появились основания считать недальновидным расторжение трудовых отношений с Натальей ДРОЗДОВОЙ и назначение на должность директора Янины НЕЗВАНКИНОЙ. С учетом этих обстоятельств депутаты решили предложить мэру рассмотреть возможность возвращения полномочий Натальи Дроздовой с целью сохранения коллектива и репертуара театра. В ТГД намерены и в дальнейшем принимать активное участие в судьбе театра и Натальи Дроздовой.

Несбывшиеся планы

Юбилейный 25-й сезон начался в театре «Колесо» яркими премьерами. Также эффектно, как и подобает в юбилейный сезон, планировалось его продолжение. Однако 19 ноября новым директором театра была назначена Янина Незванкина. Трудовые отношения с предыдущим директором — Натальей Дроздовой -были расторгнуты. Вскоре после этого были написаны заявления об уходе из театра актера — мастера сцены Олега Ринге и заслуженной артистки России Ольги Шебуевой. Еще около десяти актеров собираются покинуть театр. Таким образом, по словам бывшего заместителя директора театра «Колесо» Евгения Быкова, под угрозой срыва оказалось около половины репертуара театра. Существует реальная угроза срыва планов юбилейного сезона.

«27 ноября в театре «Колесо» состоялась премьера спектакля «Трамвай «Желание» по пьесе Теннесси Уильямса. В конце января был намечен спектакль «Арабская ночь» в постановке известного европейского режиссера Бояна Иванова, и 2 марта, в день рождения театра, намечалась премьера спектакля «Сирано де Бержерак» по пьесе Эдмона Ростана в постановке Игоря Касилова. Сезон должен был завершиться гастрольным туром со спектаклем «Женитьба» по городам Орск, Саратов, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Москва, которые связаны с жизнью и творчеством Глеба Дроздова. Был полностью сформирован 26-й театральный сезон, было и много других проектов», — рассказала на депутатских слушаниях Наталья Дроздова.

Надуманные цифры

Осуществлению планов помешала стремительная смена директора театра и увольнение Дроздовой. При этом вызывают недоумение методы, которые были использованы. По словам Дроздовой, ей как директору было предложено написать заявление о расторжении трудовых отношений якобы с целью заключения нового договора. Но, как выяснилось позже, в тот момент от нее ждали только эту подпись.

В дальнейшем Наталья Дроздова пережила события, сказавшиеся на здоровье. Причиной ее госпитализации, как пояснила Дроздова на депутатских слушаниях, стало психологическое потрясение, которое она испытала в момент увольнения.

Помимо этого, в вопросе назначения нового директора в разгар театрального сезона можно усмотреть и признаки элементарной необъективности. Основным доводом чиновников мэрии, объясняющим необходимость смены директора, стали якобы низкие экономические показатели театра под руководством Натальи Дроздовой. Однако, заметим, итоги финансового года обычно подводятся после 31 декабря, а не в начале ноября.

Также в ходе депутатских слушаний стало понятно, что оснований для заключения о неэффективности экономической политики театра при Наталье Дроздовой, по большому счету, и нет.

Единственное, чем оперировали заместитель мэра по социальным вопросам Елена Ширнина и директор театра «Колесо» Янина Незванкина, это якобы сформированная кредиторская задолженность в размере 2,2 млн р. При этом в основу этой суммы было включено условие договора, заключенного с режиссером из Болгарии Василем Самарски.

«С неким режиссером, даже актером из Болгарии, Василем Самарски был заключен договор на сумму 771 тыс. р. на то, чтобы он представил концепцию фестиваля на флэш-носителе», — с неподдельной интонацией и в весьма своеобразной форме выразилась Ширнина. Но что еще более впечатлило депутатов, так это то, что практически то же самое повторила Янина Незванкина. В ответ депутат ТГД Борислав Гринблат напомнил, что о кредиторской задолженности можно говорить только после того, как был подписан акт приемки работ. В отношении договора с Самарски этого еще не произошло. Попытка выдать желаемое за действительное — это не самый лучший показатель, характеризующий качество работы экономиста.

Понятная самостоятельность

Не осталось без внимания депутатов и то, что в мэрии Тольятти самостоятельно подвели итоги финансово-хозяйственной деятельности театра «Колесо», не прибегнув для этого к независимым аудиторам из контрольно-счетной палаты (КСП). После выступления на депутатских слушаниях и. о. председателя КСП Ольги Макеевой несложно было понять, почему чиновники решили не подключать КСП: «В данных аналитической записки мэрии обращает на себя внимание то, что задолженность по бюджету составляет всего 8,9 тыс. р. Таким образом, о какой задолженности в 2 млн р. с лишним идет сегодня речь — непонятно. Я так понимаю, театр заработает и заплатит. Надо полагать, здесь обсуждается акт КРУ мэрии. А я думаю, что и депутаты бы с удовольствием ознакомились, и мы ознакомились бы, после чего можно было бы обсуждать финансово-хозяйственную деятельность».

Специфика такого учреждения культуры, как драмтеатр, предполагает особый подход к оценке его экономических показателей. Очевидно, что объективными могли бы считаться итоги его деятельности по окончании театрального сезона, а не в момент его начала. Ведь расходы театра в основном направлены на организацию и подготовку грядущих постановок, от которых в дальнейшем ожидается получение доходов. Именно под руководством Натальи Дроздовой готовился новый юбилейный репертуар. Отстранив ее от дел в начале театрального сезона, ей не дали возможность продемонстрировать эффективность ранее принятых решений. Более того, начавшееся уже при новом директоре разрушение былого актерского коллектива может поставить под угрозу само существование театра как культурного центра города.

По мнению депутата ТГД, члена фракции «Декабрь» Владимира Жукова, при таких обстоятельствах для сохранения коллектива театра и продолжения его творческого процесса одним из оптимальных было бы решение о четком разделении полномочий между директором и художественным руководителем. Кроме того, по словам Борислава Гринблата, было бы правильным заключение договора с художественным руководителем театра «Колесо» на базе отдельного юридического лица.

По мнению депутатов, это могло бы способствовать сохранению коллектива театра. Либо хотя бы предусмотреть в уставе должность художественного руководителя с четким описанием полномочий и возможностью назначения лично мэром. Это предложение было услышано и Еленой Ширниной, и присутствующим на заседании руководителем правового департамента мэрии Александром Бандаровым. Оба они подтвердили возможность исполнения этой рекомендации.

Справка:

Выдержка из рекомендаций, принятых по итогам депутатских слушаний:

- Принять необходимые меры для сохранения действующего состава творческого коллектива МБУИ «Драматический театр «Колесо», в т. ч. на базе нового юридического лица.

- При принятии решений о назначении на должность или прекращении трудовых отношений с руководителями муниципальных учреждений, имеющих особое значение для социальной сферы г. о. Тольятти, проводить консультации с соответствующими отраслевыми профессиональными союзами и попечительскими (наблюдательными) советами, если такие созданы в учреждениях.

- Рекомендовать думе подготовить и направить обращение к губернатору Самарской обл. о рассмотрении возможности передачи из муниципальной собственности МБУИ «Драматический театр «Колесо» в собственность субъекта РФ (Самарская обл.).

Комментарии

Александр ДРОБОТОВ, депутат Самарской губернской думы

- Нельзя, конечно, применять всю мощь административных ресурсов, которые имеются в мэрии, в отношении творческих коллективов, поскольку на выходе мы видим то, что сегодня происходит в театре «Колесо». Я предлагаю вернуться на исходные позиции и предоставить Наталье Дроздовой достаточные полномочия для работы в театре «Колесо», чтобы творческий процесс продолжался, а Наталья Дроздова ощущала на себе заслуженный почет и уважение.

Наталья ДРОЗДОВА, народная артистка России

- Я увидела, что депутаты искренне болеют за ситуацию в театре и пытаются ее спасти, меня это очень порадовало, я почувствовала поддержку. У меня семь спектаклей в репертуаре «Колеса». Я уже не работаю в театре. Думаю, что, скорее всего, замена в них невозможна. Но полагаю, что ситуацию можно исправить, если по-человечески подойти, поговорить. Предложение депутатов я считаю оптимальным вариантом.

Александр ДЕНИСОВ, председатель Думы г. о. Тольятти

- Учитывая важность проблемы и статус Натальи Дроздовой, мы рассмотрели сложившуюся в театре ситуацию со всем возможным вниманием. Ранее на совете думы мы приняли обращение в поддержку Натальи Дроздовой. Поскольку основной довод мэрии в пользу необходимости смены руководителя театра — это экономические показатели, мы в первом квартале 2013 г. на комиссии по социальной политике запланировали рассмотрение итогов финансово-хозяйственной деятельности «Колеса». В дальнейшем мы вернемся к ситуации в театре. По результатам слушаний мы выработали ряд предложений, с которыми обратимся к мэру и губернатору. Это может стабилизировать ситуацию в театре.