Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (453) | 18 марта 2013г.
 

Сбой в «колоде»

Ипозембанк Шакурова не спешит рассчитываться с преемниками «Самарской карты»

Георгий Кизельгур

11 марта в Арбитражном суде Самарской обл. ООО «Транспортная карта» (ТК) начнет обосновывать свои претензии по взысканию 1,87 млн р. с ООО «Самарский ипотечно-земельный банк» (Ипозембанк), председателем которого является Ильяс ШАКУРОВ (на фото). Деньги были приняты банком в счет пополнения балансов т.н. электронных проездных, но не перечислены оператору. ТК, в числе участников которого замечены близкие к холдингу «Волгопромгаз» (ВПГ) люди, пришла на смену ООО «Самарская карта» (СК), работавшему под патронажем выходца из Группы «СОК» Валерия ГРАФСКОГО. Судебные процессы, в которых параллельно участвует СК, а также действия Ипозембанка могут свидетельствовать о намерении заинтересованных лиц вновь осуществить передел рынка обслуживания электронных проездных.

Операции с денежными средствами по транспортным картам, которыми пользуется большинство граждан Самары, передвигающихся на муниципальном общественном пассажирском транспорте, ТК начала проводить с августа 2012 г. ТК получила статус оператора транспортной платежной системы «Электронный проездной — Самара» (ЭПОХ заключив договор на ее информационно-технологическое обслуживание с правообладателем системы — новосибирским ЗАО «Золотая корона» (ЗК). ЗК за вознаграждение стала оказывать оператору процессинговые услуги, а в качестве расчетного центра, за вознаграждение осуществляющего расчеты между участниками системы, был выбран Ипозембанк. В задачу ТК вошел прием к исполнению поручений перевозчиков (автотранспортных предприятий) организовать с привлечением агентов (например, владельцев платежных терминалов) прием от пользователей (пассажиров) предоплаты за услуги перевозки, оказываемые перевозчиками пользователям.

С этой целью между ТК и Ипозембанком был заключен договор присоединения к системе. В соответствии с договором банк принял на себя обязательства подключать пользователей системы и принимать от них денежные средства в пользу оператора в счет предоплаты за услуги перевозки, отражая информацию о совершенных с транспортными картами операциях в системе. В результате банк (судя по всему, в интервале с 15 по 31 августа 2012 г. – Прим. авт.) принял в счет пополнения транспортных карт 1,87 млн р., однако перечислять их в адрес оператора, как следует из комментариев директора ТК Михаила Седова, не стал. Тем самым были несколько ограничены возможности дальнейших расчетов ТК с перевозчиками. В январе 2013 г. ТК обратилась за взысканием задолженности в арбитражный суд.

В предварительном судебном заседании, намеченном на 11 марта, должны участвовать и третьи лица — СК и ЗК. СК, созданная по инициативе экс-руководителя департамента транспорта Самары и представителя Группы «СОК» Валерия Графского,

с выгодой для себя работала на рынке транспортных карт Самары с 30 июня 2008 г., когда между этим оператором и ЗК был заключен бессрочный договор на информационно-технологическое обслуживание системы ЭП-С за №ТК-080630. Однако 14 августа 2012 г. ЗК уведомила партнера об отказе от исполнения договора в связи с получением от перевозчиков — МП г. о. Самара «Пассажиравтотранс», МП г. о. Самара «Самарский метрополитен», МП г. о. Самара «ТТУ» -писем о расторжении договоров присоединения к системе, заключенных с СК. Со следующего дня, по всей видимости, начали действовать договоры указанных перевозчиков с ТК. Незамедлительно во избежание убытков для себя отношения с ТК оформила и ЗК. Однако Ипозембанк, опираясь на условия договора присоединения с прежним оператором, мог продолжать осуществлять перечисления в пользу СК до конца месяца. В пользу этой версии говорят документы, которые стороны должны предоставить к 11 марта. Так, банк попросили документально подтвердить перечисление денежных средств согласно отчетам по платежным документам, а ЗК — пополнение транспортных карт физическими лицами за период с 15 по 31 августа 2012 г. Т. е. если будет доказано, что карты пополнялись, а платежи принимались и проводились банком в пользу СК в соответствии с договорными условиями, то претензии ТК, похоже, придется предъявлять своему предшественнику.

Между тем ситуация может повернуться таким образом, что уже ТК придется выплачивать в пользу СК полученное за несколько месяцев с начала работы вознаграждение. В настоящий момент СК, у которого в октябре 2012 г. сменились собственники, пытается в судебном порядке признать расторгнутые договоры присоединения с перевозчиками действующими и обязать перевозчиков исполнять свои обязательства по этим договорам. Параллельно СК добивается от ЗК продолжения исполнения бессрочного договора №ТК-080630 в части предоставления СК исключительного права использования системы ЭП-С на территории региона и оказания оператору процессинговых услуг (см. «Хронограф» №5 (449) от 18.02.13). Арбитражный суд первой инстанции пока занимает сторону ответчиков, отказывая СК в исках, однако, по мнению наблюдателей, у компании есть неплохие шансы на обжалование этих решений в ФАС Поволжского округа. Можно предположить, что Ипозембанк занял выжидательную позицию, чтобы в случае возврата СК прав оператора автоматически избавиться от претензий со стороны ТК.

Следует заметить, что ТК и СК конкурируют за право оперирования весьма внушительными суммами. По экспертным оценкам, объем внесенных самарскими пассажирами на транспортные карты денежных средств в предоплату услуг только трех основных муниципальных перевозчиков в 2012 г. достиг 500 млн р. Помимо комиссии, которая варьируется в пределах от 3 до 6%, оператор системы имеет возможность получать и другие доходы. Так, если представить, что деньги, зачисленные на счет оператора в качестве предоплаты за услуги перевозки, не сразу отправляются исполнителям, а некоторое время находятся в распоряжении посредника, то последний вряд ли откажется от варианта быстрого и выгодного вложения этих средств. В этом плане деятельность транспортных операторов может напоминать принцип функционирования МП г. о. Самара «Единый информационно-расчетный центр» (см. «Хронограф» №5 (449) от 18.02.13). Тем более что у нового игрока рынка — ТК — обнаружились некоторые связи с инициаторами создания ЕИРЦ из ВПГ (см. справку).

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

ООО «Транспортная карта» (ИНН 6319159188). Зарегистрировано 9 февраля 2012 г. С 22 июня 2012 г. участниками общества являются Виталий Зайцев (45%), Екатерина Чудина (25%), Михаил Сурдутович (17,5%) и Нелли Глазова (12,5%). Виталий Зайцев с ИНН 631500171107 одновременно выступает участником фирм — ООО «Ника», ООО «Экотехпром-Самара», ООО «Технопарк», ООО «Кедр», ООО «Кедр-1», ООО «СитиКом», ООО «ПолиРемСтрой», ООО «Бумажная Луна». Отдельные из этих фирм зарегистрированы по адресу: г. Самара, Стромиловское ш., 11, который в разное время использовали многие предприятия холдинга «Волгопромгаз». Полный тезка и однофамилец Виталия Зайцева указан на официальном сайте ООО «Средневолжская газовая компания» (СВГК) в качестве начальника управления Сервисно-технического центра. По состоянию на 30 июня 2011 г. Зайцев входил в совет директоров ОАО «Похвистневогоргаз», являющегося структурным подразделением ООО «СВГК». Также в 2011 г. Зайцев вместе с другими сотрудниками ООО «СВГК» входил в ТИК Советского р-на г. Самары.

По данным ЕГРЮЛ, официального сайта ООО «СВГК» и официального сайта избирательной комиссии Самарской обл.

Комментарии

Михаил САДОВ, директор ООО «Транспортная карта»

- ООО «Транспортная карта» неоднократно принимались меры досудебного урегулирования возникшей ситуации, в т. ч. ООО «Ипозембанк» было проинформировано о возможности ООО «Транспортная карта» обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании долга, однако банком не было предпринято никаких мер по урегулированию задолженности.