Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (475) | 30 сентября 2013г.
 

Смена директоров

Ситуация на АВТОВАЗе, похоже, вынуждает Renault идти на крайние меры

Сейдамет Абреков

24 сентября ОАО «АВТОВАЗ» раскрыло информацию о созыве на 4 декабря 2013 г. внеочередного собрания акционеров. В этот день акционерам придется проголосовать за досрочное прекращение полномочий членов совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» и избрание его новых членов. Также акционерам предстоит одобрить сделки, судя по всему, кредитные, между АВТОВАЗом и ОАО «Сбербанк России». Необходимость смены совета директоров, а вслед за ним, вероятно, и президента компании Игоря КОМАРОВА (на фото слева) может быть вызвана непрекращающимся воровством и ростом рекламного бюджета на фоне серьезного падения продаж.

С протянутой рукой

Для некоторых экспертов, наблюдающих за деятельностью предприятия, переизбрание членов совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» в какой-то степени оказалось неожиданностью. Ведь на последнем очередном собрании акционеров произошли исторические для АВТОВАЗа события. В частности, совет директоров компании возглавил представитель альянса Renault-Nissan Карлос Гон. Это означало, что теперь контроль над АВТОВАЗом перешел к французско-японскому альянсу. По крайней мере, большинство в совете директоров пока принадлежит Renault-Nissan.

Более того, само очередное собрание акционеров, которое состоялось 27 июня, было обставлено пышными празднествами. В последние числа июня руководство ОАО «АВТОВАЗ» в течение нескольких дней проводило ряд приемов, банкетов и ужинов в одних из самых дорогих заведениях г. Тольятти. Празднества проходили на фоне того, как АВТОВАЗ вынужден был обратиться за финансовой помощью к правительству Самарской обл. и ряду государственных банков. Но шик, сопутствовавший очередному собранию акционеров, неудачно накладывается на положение дел с производством и продажей продукции АВТОВАЗа.

Согласно информации пресс-центра АВТОВАЗа, в мае 2013 г. компания продала всего 44 567 автомобилей LAD А, что на 13,8% меньше, чем в апреле. За 5 месяцев 2013 г. было продано 222 313 LADA — на 4,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. К очередному собранию акционеров АВТОВАЗ подошел, имея разнообразных долгов и обязательств примерно на 107 млрд р. В итоге из бюджета Самарской обл. было выделено 150 млн р. на улучшение температурного режима в производственных помещениях, 187 млн р. на приобретение автобусов для доставки заводчан к месту работы и 160 млн р. на ремонт дорог, прилегающих к заводу. 5 августа АВТОВАЗ раскрыл информацию о том, что Госкорпорация «Внешэкономбанк» открыла кредитную линию для АВТОВАЗа на 25,2 млрд р. сроком на 10 лет. Т. е. АВТОВАЗ рискует нарастить объем долгов до объема годовой выручки. За 2012 г. она составила 183,2 млрд р. По итогам 2013 г., судя по снижению объемов продаж, выручка может снизиться. На самом АВТОВАЗе многочисленные банкеты, прошедшие с 26 по 28 июня, объяснили требованием неких «корпоративных правил».

Чем и кем на самом деле на АВТОВАЗе регламентируется выбор повода для посещения того или иного заведения общепита, остается загадкой. Но сегодня точно ясно одно -совет директоров, помпезно избранный 27 июня, не проработает и полугода.

Вполне возможно, что время данного тандема подходит к концу
Вполне возможно, что время данного тандема подходит к концу

Кроме того, судя по сделке Сбербанка и АВТОВАЗа, «флагману отечественного автомобилестроения» вновь понадобились миллиарды рублей взаймы.

Под носом у Комарова

События, произошедшие во временной период между очередным собранием акционеров АВТОВАЗа и объявлением внеочередного собрания, позволяют говорить о том, что предприятие действительно нуждается в кадровых изменениях в руководстве. И эти изменения должны быть чуть ли не революционного характера. Причем, судя по тенденциям, преобладающим на АВТОВАЗе, внеочередное собрание стало инициативой французско-японских акционеров компании.

На выводы об этом наталкивают хотя бы показатели продаж, которые вновь демонстрируют отрицательную динамику. «За 8 месяцев 2013 г. АВТОВАЗ продал всего 350 116 а/м LADA — на 10,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В России с начала 2013 г. дилеры LADA продали 303 357 а/м — на 13,1% меньше, чем за январь-август 2012 г.», — сообщил 2 сентября пресс-центр АВТОВАЗа. Стоит обратить внимание — по итогам мая 2013 г. падение в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составило 4,7%, по итогам августа этот показатель уже 10,9%. Т. е. скорость падения продаж увеличивается и к концу года может достигнуть катастрофического значения. И это несмотря на действующую госпрограмму льготного кредитования при покупке автомобилей.

Кроме того, огласку получила информация о многочисленных хищениях на АВТОВАЗе. Источники этой информации — обвинительные заключения по уголовным процессам в отношении работников частных охранных предприятий (ЧОП), обеспечивающих безопасность АВТОВАЗа. Так, в обвинительном заключении по уголовному делу №2012034746 говорится: «В состав группы добровольно вошли сотрудники ООО ЧОП «ВСБ Эксперт» и иные лица, в т.ч. работники ОАО «АВТОВАЗ», которые испытывали

материальные затруднения и были склонны к совершению преступлений. Писакин Ю.А., действуя целенаправленно, разработал общий план формирования организованной преступной группы, подыскания и вовлечения в ее деятельность участников и разработал схемы осуществления ее членами преступной деятельности на системной основе путем выполнения комплекса тщательно спланированных, законспирированных, организованных, последовательных и взаимосвязанных действий, направленных на хищение имущества ОАО «АВТОВАЗ»...». Тексты иных обвинительных заключений не менее красочно и в деталях описывали нюансы функционирования групп, специализировавшихся на хищениях с АВТОВАЗа. Так, в этом ракурсе упоминалось еще и ООО ЧОО «Авангард». Примечательно, что к управлению ЧОП «ВСБ Эксперт» и «Авангарду» имели отношения одни и те же лица.

Но, несмотря на то что работа охранных организаций получила оценку у правоохранительных органов, руководство АВТОВАЗа по непонятным для одних, но весьма понятным для других причинам не отказывается от их услуг. При этом руководство АВТОВАЗа, судя по всему, не забывает наращивать бюджет на борьбу с «криминалитетом» и «хищениями». Хотя, как отмечал 27 июня во время очередного собрания акционеров генеральный директор ГК «Ростех» Сергей Чемезов: «В 2005 г. мы пришли на АВТОВАЗ. Вы помните, какая здесь была ситуация? Завод был фактически на грани банкротства, криминальные войны происходили вокруг завода. За этот период все удалось наладить, на заводе стали происходить положительные перемены, люди поверили в будущее предприятия». Получается, что кто-то вводит Сергея Чемезова в заблуждение, по крайней мере, по двум важным для АВТОВАЗа показателям — финансовому состоянию предприятия и положением дел с хищениями.

Буренкову все нипочем

Имеется и еще одно направление, где заместителю председателя совета директоров АВТОВАЗа Сергею Чемезову и председателю совета директоров Карлосу Гону предстоит тщательнее разобраться. Речь идет о затратах АВТОВАЗа на рекламу. Согласно отчету компании за 2012 г. они составили 887 млн р. Рекламный бюджет на АВТОВАЗе находится в ведении директора по внешним связям Игоря Буренкова (на фото справа). То, каким образом он осваивается, вызывает серьезное недоумение. Так, на прошлой неделе по почтовым ящикам жителей Тольятти были распространены буклеты рекламного характера, в которых горожанам предлагалось приобрести автомобили LADA. Описывались их технические характеристики и цены. Полноцветный буклет без выходных данных имел восемь страниц и был оформлен в вазовском корпоративном стиле. Есть все основания полагать, что к его изготовлению и распространению мог приложить руку Игорь Буренков. Абсурдность затрат на такую рекламу заключается в том, что вазовские автомобили, фактически, рекламировали среди работников АВТОВАЗа, их родственников и знакомых. Что этим людям неизвестно об автомобилях LADA? Этот вопрос, наверное, лучше адресовать Игорю Буренкову. Поэтому более странного освоения рекламного бюджета и представить себе сложно.

Предстоящее внеочередное собрание акционеров должно внести определенные изменения в руководство АВТОВАЗа. Впору задуматься и о смене президента компании, при котором показатели по продажам заставляют думать о крахе АВТОВАЗа. Акционеры смогут начать знакомиться с документами, подлежащими предоставлению при подготовке к проведению общего собрания, с 14 ноября. Список лиц, имеющих право на участие во внеочередном общем собрании акционеров ОАО «АВТОВАЗ», будет составлен 18 октября.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.