Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (491) | 10 февраля 2014г.
 

Приветы из Москвы

Федеральные СМИ хотят работать с АВТОВАЗом на принципах, внедренных Буренковым

Сейдамет Абреков

В последнее время — вскоре после увольнения из ОАО «АВТОВАЗ» директора по внешним связям этой компании Игоря БУРЕНКОВА — в медиапространстве можно было заметить достаточно активное распространение информации критического характера о деятельности ОАО «АВТОВАЗ». Причем эту активность проявили федеральные средства массовой информации (СМИ) на спекуляциях по поводу массового высвобождения 2,5 тыс. работников АВТОВАЗа. Если исходить из тезиса о том, что при Буренкове освоением почти миллиардного вазовского рекламного бюджета в основном занимались федеральные СМИ и рекламные агентства, предпочитавшие «не замечать» гораздо более серьезных проблем на АВТОВАЗе, волну внимания к деятельности предприятия необходимо понимать как желание продолжать работать по выстроенным при Буренкове взаимоотношениям.

Сообщение о том, что директор по внешним связям ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Буренков покидает предприятие, пресс-центр АВТОВАЗа раскрыл 18 ноября 2013 г. Очевидно, что увольнение Буренкова непосредственно было связано с тем, что несколько ранее — в октябре — ОАО «АВТОВАЗ» покинул президент компании Игорь Комаров. Распоряжением правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. № 1933-р Игорь Комаров был назначен заместителем руководителя Федерального космического агентства (Роскосмоса).

Показательно, что увольнение Игоря Буренкова с АВТОВАЗа случилось практически в конце календарного года. Следует заметить, что дирекция Буренкова разрабатывала креатив и занималась организацией кампаний продвижения брендов LADA и АВТОВАЗ. Предусматривался ежегодный бюджет на эти цели — в районе 1 млрд р.

Очевидно, что освоение этого бюджета подразумевало необходимость привлечения поставщиков услуг.

По тональности высказываний того или иного СМИ или по их молчанию можно было определить, в каких отношениях это СМИ находится с АВТОВАЗом или с Игорем Буренковым в частности. Проще говоря, участвует оно в освоении рекламного бюджета или нет. Однако с увольнением Игоря Буренкова все былые договоренности, весьма вероятно, потеряли силу по той простой причине, что, скорее всего, во многом они были основаны на личных взаимоотношениях. А раз на АВТОВАЗе появится новый ответственный за креатив и продвижение брендов, как бы ни называлась его должность (возможно, что и не директор по внешним связям), значит, с ним необходимо будет выстроить новые взаимоотношения. Тем более что при Игоре Буренкове рекламный бюджет АВТОВАЗа достиг таких впечатляющих размеров. Т. е. новому ответственному на этот бюджет будет чем распоряжаться.

При этом стоит брать во внимание тот факт, что до АВТОВАЗа Игорь Буренков сделал карьеру в Москве. Там расположены самые бюджетоемкие рекламные носители. Поэтому нетрудно предположить, что основными подрядными организациями, участвовавшими в освоении рекламного бюджета АВТОВАЗа, были именно СМИ и рекламные агентства из Москвы. И ведь именно федеральные издания стали проявлять повышенное внимание к деятельности АВТОВАЗа уже после того, как Игорь Буренков покинул Тольятти.

В частности, всплеск информационных материалов критического характера об АВТОВАЗе можно было наблюдать после того, как 27 января АВТОВАЗ сообщил о готовящихся массовых высвобождениях с предприятия. «Согласно приказу нормативная численность руководителей специалистов и служащих будет снижена на 2,5 тысячи штатных единиц», — сообщил пресс-центр АВТОВАЗа. Безусловно, в увольнении этих людей сложно найти позитив. Однако реальные последствия этот процесс, пожалуй, способен оказать на территорию присутствия АВТОВАЗа — г. Тольятти и Самарскую обл.

Увольнение работников с АВТОВАЗа вряд ли окажет хоть какое-то воздействие на обстановку в Москве, а равно и в других регионах России. Но почему-то именно там больше всего озаботились проблемой.

Поэтому попытку акцентировать внимание московской, как, впрочем, и общероссийской аудитории, со стороны московских СМИ следует понимать как некий месседж руководству АВТОВАЗа о необходимости заключения новых договоров. Однако, как уже отмечалось, удаленность, причем не только в географическом, но и во многих других смыслах, федеральных СМИ от событий на АВТОВАЗе и в целом от тольяттинской действительности вряд ли способна привести к тому, что эти издания действительно окажутся способны повлиять на принятие решений. Если, конечно, на АВТОВАЗе не появится «новый Буренков». В этом случае следует спрогнозировать, что выбор контрагентов АВТОВАЗа из числа СМИ пройдет не по принципам эффектности донесения выгодной для предприятия информации до целевой аудитории, а по совершенно иным принципам. Понять, каким именно, нетрудно, если ознакомиться с принципами распределения в России контрактов, причем далеко не только в сфере распространения информации. Если все пройдет по такому сценарию, то тогда говорить о том, что АВТОВАЗ с толком потратит рекламный бюджет, вновь не придется. Хотя при этом в федеральных СМИ либо опять «забудут» об АВТОВАЗе, либо будут пересказывать бравурные пресс-релизы, написанные в пресс-центре компании.

Комментарии

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- Должность директора по внешним связям вакантна.