Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (501) | 21 апреля 2014г.
 

Высказались все

Отчетные встречи мэра Андреева и чиновников завершились

Борис Кротов

15 апреля с отчетной встречей выступил первый заместитель мэра г.о. Тольятти Алексей БУЗИННЫЙ (на фото слева). Он завершил серию отчетных собраний ряда ключевых чиновников мэрии г.о. Тольятти. До Бузинного перед тольяттинцами успели выступить заместители мэра по градостроительству и имущественным отношениям Сергей ХАРИТОНОВ, по социальным вопросам Татьяна ЛЕСНЯКОВА и руководитель аппарата мэрии Ирина СВЕШНИКОВА. Все встречи проходили при непосредственном участии мэра Сергея АНДРЕЕВА (на фото справа), длились по 2-3 часа, а на некоторых, таких как отчетные мероприятия Лесняковой, и вовсе наблюдался аншлаг. Кстати, сами горожане предложили мэру проводить подобные мероприятия чаще. Пожалуй, это укладывается в указание президента РФ Владимира ПУТИНА о власти, которая должна быть на расстоянии «вытянутой руки».

Зачем собрал

Список выступавших чиновников перед жителями Тольятти был определен лично мэром Сергеем Андреевым, при этом сам он присутствовал на выступлении каждого из своих подчиненных. Новаторство Андреева с организацией «сериала» отчетов профильных чиновников перед жителями города имеет серьезную подоплеку. Хотя кому-то все это могло показаться не более чем очередной пиар-ход.

В отличие от своих подчиненных, мэр Андреев был избран путем всенародного голосования. Следовательно, граждане все свои впечатления о работе горадминистрации ассоциируют исключительно с Андреевым. Как известно, Андреев не пытается снизить в сознании граждан уровень своей ответственности. Скорее наоборот, нынешний мэр, в отличие от своих предшественников, сумел найти механизм того, как заставить профильных чиновников ощутить себя в ситуации, словно каждого из них выбирали люди. Дать почувствовать основным профильным руководителям мэрии весь груз персональной ответственности перед гражданами за происходящее в Тольятти. Ведь именно от того, насколько качественно и в срок ими будут исполнены стратегические поручения мэра, будет зависеть результат всей работы его команды по истечении срока его полномочий. В силу того что профильным руководителям только еще предстояло все это ощутить в ходе прошедших в апреле мероприятий, мэр был вынужден лично заняться тем, как и для чего вывести их на публичную сцену. Насколько известно, он руководствовался в первую очередь тем, какой объем жалоб в течение года поступал в рамках того или иного направления деятельности мэрии, в рамках того или иного ведомства и т. д. Далее формировался график выступления чиновников, имевших все необходимые полномочия принимать в ходе прошедших мероприятий сигналы от граждан.

Кого собрал

Наиболее ресурсоемким, в т. ч. и по обращениям граждан, является социальный блок. Под ведомством заместителя мэра Тольятти по социальным вопросам Татьяны Лесняковой находится пул ГРБС Тольятти, которые формируют основную часть расходов городского бюджета. Т. е. Леснякова обеспечивает ответственность за совокупность наибольшего количества социальных обязательств муниципалитета перед жителями. Возможно, именно поэтому на ее выступлении был практически аншлаг.

В последние 2-3 года из федерального уровня на местный было направлено немалое количество средств. Такое возможно, если и само местное образование умеет привлечь на аналогичные социальные проекты средства. Вт. ч. и поэтому Лесняковой было что сказать. Осуществлялось проектирование и строительство объектов социальной инфраструктуры, ремонт школ, учреждений здравоохранения. Финансировались и такие остросоциальные нужды, как повышение зарплат работникам бюджетной сферы. Осязаемые результаты можем наблюдать уже сейчас. Например, у большинства тольяттинских школ появилась возможность организовать полноценные занятия спортом для учащихся. В прошлом году было отремонтировано 34 спортивных зала. 77% школ Тольятти в настоящий момент имеют качественные спортивные площадки. В 2014 г. планируется строительство еще пяти таких площадок.

Вложения в спортивную инфраструктуру города уже принесли определенные плоды — доля регулярно занимающихся спортом тольяттинцев увеличилась на 5% — до 23,04%.

Считают деньги

Доклад Алексея Бузинного завершал отчеты всех ключевых чиновников г.о. Тольятти. И если предыдущие ораторы демонстрировали фактические показатели проделанной работы, то Бузинный подвел под них экономическую базу. По сути, тольяттинцам предложили разобраться не только в том, куда уходят муниципальные средства, но и в том, откуда и за счет чего они вообще появляются в казне города.

Изменения законодательства, которыми закреплялся переход большей части бюджетников под юрисдикцию субъекта федерации, закономерно потянул сокращение налогооблагаемой базы в части НДФЛ. Только в 2014 г. объем «выпадающего» НДФЛ по бюджетникам превысит 1,1 млрд р. При таких условиях у Тольятти нет иного выхода, кроме как искать дополнительные источники пополнения городской казны. Именно об этом и говорил Алексей Бузинный. В самом начале своих отчетных встреч Андреев, комментируя проблемы исполнения бюджетных обязательств, заявил: «Ситуация кардинально не изменится, пока у нас в городе не будет решена проблема с производительностью труда. Это наши с вами деньги, и по-другому нам их взять негде».

Что касается работы над сокращением муниципального долга и дальнейшего пополнения городской казны, то здесь, по словам Бузинного, есть несколько направлений для работы. В первую очередь это касается увеличения собственных доходов, во-вторых, городу необходимо задуматься о структуре расходов. Кроме того, по-прежнему эффективным направлением является работа с вышестоящими бюджетами. Мероприятия по работе с вышестоящими бюджетами сейчас будут напрямую зависеть от того, насколько эффективно муниципальные власти смогут изыскивать средства самостоятельно.

Работа в этих направлениях проводилась, были разработаны первоочередные мероприятия. На 2014 г. план таких мероприятий составляет 606 млн р. Также, по словам Бузинного, планируется за счет доходов от размещения рекламы увеличить доходы бюджета города порядка 401

млн р. Увеличить наполняемость бюджета представители муниципалитета планируют за счет взимания налогов с собственников нежилых помещений в многоквартирных домах, путем увеличения контроля за использованием муниципальной собственности. Реальная работа по приведению налогооблагаемой базы Тольятти в приемлемый вид осуществляется. Так, делавшая несколькими днями ранее доклад руководитель ДУМИ Анна Чижикова призвала жителей г.о. Тольятти воспользоваться правом и приобрести земельные участки под использующимися объектами недвижимости по пока еще действующей льготной цене — от 10 до 30% от кадастровой стоимости. Резон для этого у муниципалитета прямой. Во-первых, город за определенную разовую сумму избавляется от земельных участков, которые все равно не может использовать по своему усмотрению. Во-вторых, получает возможность взимать земельный налог с вполне реальных собственников.

Впрочем, сейчас Тольятти необходимо задуматься об иных постоянных источниках дохода в городской бюджет. Такие средства могут дать только привлечение долгосрочных инвестиций и создание новых эффективных рабочих мест. Именно поэтому особое внимание оказывается стратегии развития г.о. Тольятти. «Сейчас мы находимся на этапе проведения конкурса с целью привлечь специализированную организацию, которая помогла бы нам разработать эту стратегию совместно с мэрией», — рассказал об этой работе Бузинный. В среднесрочной перспективе инструментами реализации стратегии социально-экономического развития Тольятти может стать программа комплексного социально-экономического развития, а в краткосрочной — муниципальные программы, программы развития коммунальной инфраструктуры и т.д.

Тольятти стал одним из немногих пилотных площадок для разработки муниципального стандарта по улучшению инвестиционного климата. Этот стандарт будет включать в себя ряд показателей, на основании которых потенциальные инвесторы смогут оценивать привлекательность города для вложений. Кстати, социальное благополучие территории в целом является одним из наиболее важных составляющих обсуждаемого стандарта.

Ключевыми маркерами инвестиционной привлекательности Тольятти сейчас являются проекты в высокой степени реализации — такие, как ОЭЗ, технопарк «Жигулевская долина». Планируется к запуску в среднесрочной перспективе индустриальный парк «Тольяттисинтез». А в целом за 2013 г. итогами работы в этом направлении стали показатели по объему инвестиций в основной капитал — более 30 млрд р. Другой важной мерой поддержки экономического благополучия Тольятти будут являться программы развития малого и среднего бизнеса. Практическая база для этой работы у Тольятти уже имеется.