Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (123) | 13 февраля 2006г.
 

Театральный круг

Мэр Николай Уткин стал выполнять функции пиар-менеджера театра «Колесо»

Наталья Мишанина

В прошлый понедельник на аппаратном совещании мэр Николай УТКИН сообщил, что в апреле в Тольятти пройдет международный театральный фестиваль. И огласил географию предполагаемых участников. Кроме того, стало известно, что мэрия подключилась к поискам кандидата на вакантную должность завлита театра. По мнению наблюдателей, это может свидетельствовать о причастности руководства города к событиям, которые за последние несколько месяцев привели к ослаблению труппы единственного профессионального театра города. А решение о проведении очередного международного театрального фестиваля — как попытка загасить скандал, связанный с «Колесом», который обсуждается уже на областном уровне.

Увольнение заведующей литературной частью театра «Колесо» Ирины Портновой, которая занимала эту должность с момента основания театра, и последовавший вскоре уход главного режиссера Анатолия Морозова обещала прокомментировать заместитель мэра по социальным вопросам Надежда Хитун. Однако с тех пор прошло уже три недели, а каких-либо внятных комментариев как со стороны руководства театра, так и со стороны руководства города не последовало.

Вместо этого прошла информация, что директору театра Татьяне Корабельниковой не до того. Она занята подготовкой очередного международного театрального фестиваля, инициатором которого был создатель театра «Колесо» Глеб Дроздов. Две недели спустя на аппаратном совещании мэр сообщил, что в апреле в Тольятти пройдет театральный фестиваль, который так полюбила публика. И даже (видимо, для большей убедительности) огласил географию предполагаемых участников. Эта новость позволила ему сделать вывод: пессимистические прогнозы, прозвучавшие в прессе о неминуемой скорой деградации «Колеса», несостоятельны.

Как стало известно, очередной, пятый, международный театральный фестиваль на Волге пройдет с 11 по 18 апреля и будет называться «Театральный круг». Его цель, гласит распространенный пресс-релиз, — показать разнообразие театральных жанров и форм, панораму происходящих театральных процессов. Планируется, что фестиваль будет работать на двух площадках. На основной сцене «Колеса» будут идти спектакли «преимущественно традиционной формы», в филиале на пр-те Ст. Разина — так называемые «экспериментальные» — «отражающие поиск нового сценического языка, новых способов контакта со зрительным залом». «Обе сцены открыты для разных видов сценического искусства — от драмы до оперы, от балета до contemporary dance (современный танец)». Среди его потенциальных участников -театры из Франции, Болгарии, Белоруссии, Башкортостана. И России, разумеется. От Тольятти помимо «Колеса» в фестивале примут участие ТЮЗ и театр «Вариант». Более подробной информации об участниках и их спектаклях пока нет, так как в процессе подготовки происходят замены. Однако, как рассказала заместитель директора по маркетингу и развитию театра «Колесо» Людмила Никонова, к началу марта будет известен окончательный состав участников и сверстана афиша фестиваля. А с 11 марта должна начаться продажа билетов.

Кроме того, стало известно, что устроители фестиваля отказались от работы жюри и присуждения премий. Вместо этого после спектаклей предполагаются «творческие встречи представителей различных театров с общественностью, критиками-наблюдателями, которые по необходимости могут поделиться впечатлениями от увиденного».

Почему организаторы выбрали такую тему фестиваля и поставили такую цель, как и почему изменилась концепция фестиваля — неясно. Основатель фестиваля Глеб Дроздов рассказывал, что главной целью этого фестиваля ему видится показ лучших образцов русского классического театра. Он сознательно отказался от экспериментальных постановок, объяснив это тем, что тольяттинский зритель мало видел достойных традиционных постановок, этот бы пробел восполнить. Предполагалось, что фестиваль будет ежегодным. Но так как проведение подобных мероприятий весьма затратно, было решено, что большие фестивали будут чередоваться с малыми. Большие фестивали предполагали спектакли с многочисленным актерским составом, полноценными костюмами и декорациями. В спектаклях малого фестиваля должно быть занято не более четырех человек. Тема для него была определена неиссякаемая -«Он и Она». Тема больших фестивалей, по замыслу Дроздова, должна была меняться. Первый, посвященный русской классике, прошел под девизом «Окно в Россию». Второй назывался «Наш Шекспир». Далее планировалось провести фестиваль «Плащом и шпагой», мольеровский и т.д. Вскоре присутствовавшие в жюри фестиваля столичные критики Николай Жегин и Константин Щербаков заметили организаторам, что театральных фестивалей в России много, но шекспировского нет нигде. Театр «Колесо» мог бы занять эту нишу. Так и было решено. Но с 2003 г. фестивали не проводились. Из-за отсутствия средств, как объясняли в театре и департаменте культуры. И вдруг, несмотря на оскудение городского бюджета, деньги нашлись. Как рассказал мэр, бюджет фестиваля составляет 3,5 млн. р. Из них из городской казны выделено 2 млн. р. — неслыханная сумма. По словам заведующей финансово-экономическим отделом департамента культуры Нины Маливановой, в предыдущие годы на фестиваль из городской казны выделялось по 200-250 тыс. р., остальное — привлеченные средства.

Мэр также сообщил, что театр «Колесо» будет участвовать в фестивале спектаклем «Стакан воды», премьера которого должна состояться в канун фестиваля. Две недели назад Уткин встречался с директором театра Татьяной Корабельниковой, председателем правления ОАО НТБ Виталием Вавилиным, который также является секретарем попечительского совета «Колеса», с режиссером спектакля «Стакан воды» Вадимом Данцигером, а также художником и хореографом спектакля. После этой встречи мэр велел своему пресс-центру подключиться к поиску кандидата на должность заведующего литературной частью «Колеса», функции которого, судя по всему, должны сводиться к работе пресс-секретаря.

По информации неофициальных источников, Корабельникова обещает платить новому завлиту больше, чем значится в штатном расписании театра, который содержит муниципалитет. Произойдет ли увеличение зарплаты завлита за счет привлеченных средств, или город увеличил расходы на содержание театра — неизвестно. Впрочем, цель встречи была другой. На ней, по информации из неофициальных источников, решено было выделить 1 млн. р. на постановку Данцигера. Неслыханная щедрость мэра потрясла старожилов «Колеса». По их словам, за 18 лет существования театра ни на один его спектакль не выделялось столько денег. В лучшем случае было на треть меньше названной суммы. Средства, выделяемые мэрией на постановки бывшему главному режиссеру «Колеса» Анатолию Морозову, обычно не превышали 300 тыс. р., кое-что добавляли спонсоры.

Мэр надеется, что работа Данцигера будет достойной. Однако до апрельской премьеры никаких новых постановок в «Колесе» не ожидается. Притом что последний новый спектакль был сдан в декабре. Учитывая вышесказанное, некоторые наблюдатели уже окрестили новую постановку Данцигера событием года и с нетерпением ждут премьеры. Однако их смущает смелость организаторов фестиваля. Обычно на фестивали представляют постановки, в которых уверены. А неоднозначное отношение публики к предыдущей постановке Данцигера — спектаклю «Один на миллион» — заставляет критиков быть осторожными в прогнозах безусловного успеха его новой работы в «Колесе».

Возможно, театру сейчас не до новых постановок, так как все силы брошены на подготовку фестиваля. Однако на сей раз руководство «Колеса» привлекло помощников — московский Театр наций. По информации, полученной из неофициальных источников, Театр наций как исполнитель заказа занимается подбором участников фестиваля, состава жюри, журналистов, которых должно быть аккредитовано не больше 16 человек, включая приезжих, которые пожелают освещать фестиваль. За это он получит гонорар в размере 10% от сметы. В предыдущие годы организацию фестиваля театр «Колесо» делал исключительно собственными силами. И не только из соображения экономии средств. Но и потому, что предшественникам нынешнего руководства театра было лучше известно, что стоит посмотреть тольяттинскому зрителю, они хотели влиять на формирование вкуса публики. Потому что театр и поклонники им были небезразличны.

Кто войдет в жюри фестиваля, по какому принципу будут отбираться СМИ, присутствие которых на фестивале нежелательно, — на эти и многие другие вопросы нет ответа. Директор театра Татьяна Корабельникова отказывается от общения с прессой. По словам сотрудников пресс-центра мэрии, это ее принципиальная позиция и менять ее она пока не собирается. От руководства департамента культуры тоже нет исчерпывающей информации. И мэр оказался плохим пресс-секретарем театра. Впрочем, неудивительно: не царское это дело. Однако то, что ему пришлось выступить в этом качестве, — результат его кадровых решений. Царящая неразбериха говорит о том, что не самых удачных.