Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (552) | 13 июля 2015г.
 

Парень из Южного Бутова

Мог прийти в патриархальную Сызрань со своими понятиями

Георгий Кизельгур

6 июля в адрес президента ОАО НК «Роснефть» Игоря СЕЧИНА была направлена информация, касающаяся некоторых неафишируемых аспектов деятельности генерального директора АО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» (СНПЗ) Константина СТЕЖКО (на фото). Принципы или, вернее, понятия Константина Стежко, возможно, формировались в таком специфическом районе Москвы, как Южное Бутово. Сейчас Константин Стежко, как кажется, с переменным успехом пытается внедрить их в сызранскую практику.

Константин Стежко пришел к руководству СНПЗ в марте 2013 г. Многими он воспринимался не просто как ставленник центра, но и как профессионал, способный успешно продолжить поставленные перед СНПЗ задачи. Официально сообщалось, что Константин Стежко имеет большой опыт работы на предприятиях нефтехимического комплекса. С 1998 г. Константин Стежко работал на различных должностях в компании ТНК, а затем в ТНК-ВР. С 2011 г. занимал должность начальника департамента нефтепереработки и нефтехимии ОАО НГК «Славнефть» (см. «Хронограф» №9 (453) от 18.03.13).

Модернизация СНПЗ пока продолжается. Говорить о ее успехе либо провале рано. Проект ЮГ, на который во многом и была ориентирована заявленная Роснефтью модернизация, сейчас, кажется, не имеет прежнего значения. Саму Роснефть интересуют другие географические направления.

Рассуждать о подтверждении Константином Стежко своего профессионализма на должности в Сызрани пока преждевременно. О том же, чьим ставленником он является, можно было сделать предположение по материалам, размещенным в интернет-пространстве в начале 2015 г. Они касались коррупционных схем, якобы осуществляемых в Роснефти. Под пристальным вниманием оказались, например, вице-президент Роснефти по кадровым вопросам Юрий Калинин и руководитель департамента организации закупок Сергей Михайлов (см. «Хронограф» №9 (453) от 18.03.13).

Личные же качества Константин Стежко в Сызрани уже успел проявить. Они легко просматривались в истории с угрозой срыва традиционных для Сызрани Всероссийских соревнований по спортивной гимнастике среди юношей на призы четырехкратного олимпийского чемпиона Алексея Немова.

Судя по всему, ответственность за это можно возложить именно на Константина Стежко (см. «Хронограф» №19 (547) от 8.06.15). Турнир, после того как в дело вмешались власть и общественность, был проведен. Но теперь вряд ли кто будет спорить с тем, что для Константина Стежко своя рубашка куда ближе к телу, чем интересы территории и региона.

Подобные же мотивы могли возникнуть у «отпускника» Константина Стежко в ситуации со смертельным случаем на территории установки производства серы СНПЗ (см. «Хронограф» №23 (551) от 6.07.15). Официальной информации о расследовании так и нет. Как нет и четко озвученной позиции самого СНПЗ или его руководителя по этому поводу. ЧП вполне могут замять.

Одной из причин, определяющих поступки Константина Стежко, наверняка стали привычки, принципы или даже понятия, которые он приобрел ранее. Вряд ли случайно этот опыт не афишируется в официальных, корпоративных его биографиях. Образ действий Константина Стежко, возможно, в значительной степени формировался в таком специфическом районе Москвы, как Южное Бутово.

Минчанин Константин Стежко вел в Москве деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). 1 января 2005 г. он утратил регистрацию в качестве ИП, т.к. не выполнил требований ФЗ от 23 июня 2003 г. №76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц». Эти сведения были внесены в ЕГРИП.

Судя по принципам, изложенным в названном законе, Константин Стежко не был заинтересован в открытости своей деятельности. Это должно было иметь под собой серьезную почву. В биографии Константина Стежко говорится, что он с 1998 г. работал в компании ТНК. Скорее всего, и во время предпринимательской деятельности. Остается догадываться, в чем заключалась эта деятельность.

В 2001 г. Константин Стежко в числе некоторых других лиц, как можно понять из документов, взял под контроль ОАО «Бутовский химический завод» (БХЗ). Особенности таких событий можно при желании легко рассмотреть с точки зрения рейдерских действий. БХЗ в это время находилось под внешним управлением. Константин Стежко был назван в числе контрагентов и выгодоприобретателей по сделке купли-продажи только что выпущенных акций БХЗ.

С этого момента Константину Стежко стало принадлежать более 13% БХЗ. Со стопроцентной уверенностью идентифицировать генерального директора СНПЗ с акционером БХЗ пока возможности не представляется. Отчество, правда, указано в обоих случаях как Ионович. Сам генеральный директор СНПЗ не ответил, какова его роль в рейдерском захвате БХЗ (если таковой имел место), но и не отрицал этого. Если по отношению как к БХЗ, так и к СНПЗ действует один и тот же человек, это наводит на дальнейшие размышления.

В конце июня 2009 г. Константин Стежко вышел из состава акционеров БХЗ. Знакомые же ему лица в БХЗ остались. Присутствуют среди акционеров БХЗ и компании из известных офшорных зон — с Виргинских островов и Кипра. Здесь можно спрятать вообще любые концы.

В ноябре 2009 г. Константин Стежко стал заместителем генерального директора по управлению системой снабжения — директором департамента снабжения ОАО «Саратовский НПЗ». Именно с грядущим назначением на эту должность, скорее всего, и связан официальный выход Константина Стежко из состава акционеров БХЗ. Нечто подобное произошло и незадолго до назначения Константина Стежко в Сызрань. Весной 2012 г. он снял свою кандидатуру с голосования в совет директоров ОАО «Славнефть — ЯНПЗ им. Менделеева».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.