Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (555) | 7 сентября 2015г.
 

Отнимают месторождение

Чапаевский полигон очищается не от снарядов, а от коммерсантов

Андрей Неретин

В августе истек срок, когда министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской обл. могло в очередной раз попытаться доказать законность проведения аукциона, по итогам которого право на добычу песка с месторождения «Воздвиженское-1» было предоставлено ООО «Базовый капитал». Месторождение располагается на территории ФКП «Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон» (ПГБИП). ПГБИП удалось убедить Верховный суд РФ в том, что проведение тендера нарушило права предприятия. Таким образом, ПГБИП отодвинуло конкурента от месторождения, разработкой которого намерено заниматься само либо силами дружественных подрядчиков. Правда, этим планам может помешать позиция нефтяников, чьи трубопроводы могут находиться в пределах месторождения.

Кияткин торжествует

Судебная тяжба ПГБИП с минлесхозом по делу №А55-19946/2013 длится с сентября 2013 г. Разбирательство развернулось из-за аукциона на право геологического изучения, разведки и добычи строительного песка с месторождения «Воздвиженское-1», разыгранного в рамках лота №3. Итоги были подведены 23 августа 2013 г. Победителем было признано ООО «Базовый капитал». Этой компании 4 сентября 2013 г. была предоставлена соответствующая лицензия серии СМР №80093, вид ТР, дающая право на добычу песка с указанного месторождения. Однако уже 5 сентября 2013 г. принимавший участие в аукционе ПГБИП обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд Самарской обл. к организатору аукциона -минлесхозу. Возглавляемый Дмитрием Кияткиным ПГБИП потребовал признать недействительным указанный аукцион в части лота №3.

Представители ПГБИП обосновывали свою позицию тем, что проведение аукциона не соответствовало закону РФ «О недрах», полагая, что участок месторождения строительного песка «Возвиженское-1» относится к недрам федерального значения и принятие решений о проведении конкурсов или аукционов в этом случае осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами. Однако 17 декабря 2013 г. Арбитражный суд Самарской обл. принял решение отказать ПГБИП в требовании признать недействительным аукцион по лоту №3, что сохранило за «Базовым капиталом» право на добычу песка с месторождения «Воздвиженское-1». Впрочем, ПГБИП удалось обжаловать данное решение в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде (11 ААС). В свою очередь, постановление 11 ААС было отменено кассационной инстанцией, которая оставила в силе решение первой инстанции. Далее подошла очередь Верховного суда РФ. Казанское постановление и решение первой инстанции были отменены. 10 июня 2015 г. была изготовлена мотивировочная часть определения судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ.

Война за песок возле полигона длится уже два года
Война за песок возле полигона длится уже два года

Коллегия сделала вывод о том, что у минлесхоза и ГУ организации торгов Самарской обл. отсутствовали полномочия на проведение аукциона. Ответчики могут обжаловать определение Верховного суда РФ в трехмесячный срок. Однако в настоящее время таких попыток пока не наблюдается.

Под прикрытием Чемезова

На данный момент удовлетворение жалобы ПГБИП в Верховном суде РФ ставит под сомнение право ООО «Базовый капитал» на добычу песка с вышеуказанного месторождения. Также, скорее всего, будет аннулирована лицензия на геологическое изучение, разведку и добычу песка строительного на месторождении «Воздвиженское-1», предоставленная «Базовому капиталу» минлесхозом по итогам оспоренного аукциона.

ПГБИП, обжалуя результаты аукциона, параллельно инициировал ряд иных арбитражных разбирательств. Сообщается, что суды, инициированные ПГБИП с целью оспорить права «Базового капитала» на добычу песка с месторождения «Воздвиженское-1», объясняются намерением ПГБИП самому вести эту деятельность. Однако следует учитывать, что помимо лицензии для самостоятельного ведения добычи песка ПГБИП должен иметь: утвержденные и поставленные на баланс запасы полезного ископаемого, согласованный в установленном порядке технический проект на разработку месторождения, оформленный горный отвод, разрешительную документацию на пользование земельным участком, в границах которого осуществляется добыча полезного ископаемого. По данным источников ОАЕ «Хронограф», ни одним из вышеуказанных документов, кроме разрешительной документации на пользование земельным участком, ПГБИП не обладает. Однако желание Кияткина может быть сильнее норм законодательства. К тому же ПГБИП может привлечь к добыче песка дружественного подрядчика с лицензией. Ранее предприятие пользовалось в указанных целях услугами ООО «Калибр».

Планы ПГБИП добывать песок, наряду с ведением основной деятельности, могут объясняться покровительством песочному промыслу, оказываемым очень влиятельными лицами. Известно, что ПГБИП находится в ведомственном подчинении министерству промышленности и торговли РФ, которое возглавляет Денис Мантуров. Мантуров является выходцем из ОАО «ОПК «Оборонпром».

В деловых же кругах Мантурова принято считать креатурой генерального директора ГК «Ростехнологии» Сергея Чемезова. Добыча песка ПГБИП либо его подрядчиками, похоже, начнется с подачи кураторов из кругов, близких к ГК «Ростех». Расширение влияния на рынке инертных строительных материалов внутри страны сегодня одна из задач, стоящих перед «Ростехом» в условиях закрытия для предприятий госкорпорации ряда экспортных направлений из-за санкций. Не исключено, что именно добыча песка позволяла ПГБИП ранее фиксировать впечатляющую выручку. Иск «Базового капитала» к ПГБИП от 22 апреля 2014 г. на сумму 83,3 млн р. позволяет оценить доходы ПГБИП от операций с песком в период с осени 2013 г. по весну 2014 г., т.е. в течение примерно полугода.

Атака Токарева

Отметим, что дополнительных доходов ПГБИП от добычи и реализации песка вполне должно хватить для самостоятельного проведения работ по разминированию прилегающей к полигону и месторождению территории в зоне ее поражения боеприпасами после ЧС, случившейся 18 июня 2013 г. Пока данные работы проводятся очень слабо, о чем свидетельствует судебное разбирательство с ОАО «Транснефть-Приволга» (ТП). Как следует из материалов дела, ПГБИП не исполнял требований ТП по разминированию зоны отчуждения в месте прохождения нефтепровода компании площадью 36,2 га. В итоге 26 сентября 2013 г. ТП вынуждено было заключить договор с ЗАО «Северо-западный центр разминирования и специальных работ» (СЗЦРСР) на проведение инженерно-технических работ по поиску, идентификации и уничтожению взрывоопасных предметов в месте прохождения нефтепровода. Как следует из представленной суду документации, специалистами СЗЦРСР на обследованной территории за два месяца было обнаружено и обезврежено свыше 208 тыс. единиц взрывоопасных предметов. За выполненные работы ТП заплатило саперам 2,9 млн р. Эта сумма решением Арбитражного суда Самарской обл. от 17 марта 2015 г. подлежит взысканию с ПГБИП в счет возмещения убытков. Однако Кияткин с данным решением не согласился и в настоящее время пытается его оспорить. Дело находится в кассационной инстанции.

Такая настойчивость руководителя ПГБИП выглядит отнюдь не случайной. Видимо, конфликт ПГБИП и ТП является отголоском трений между руководителем «Ростеха» Сергеем Чемезовым и предправления ОАО «АК «Транснефть» Николаем Токаревым. Т.е. судебные разбирательства ПГБИП в некоторой степени приобретают политический оттенок. Людям Чемезова нужен песок, Токареву — безопасная транспортировка нефтепродуктов по взрывоопасной территории. Для чапаевских же обывателей главным продолжает оставаться вопрос, когда вся зона отчуждения вокруг ПГБИП наконец будет разминирована.