Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (558) | 28 сентября 2015г.
 

Прошлись по «бумажной нагрузке»

В Тольятти секвестировали бюджет в части необоснованных расходов

Егор Кошеров

23 сентября Дума г. о. Тольятти приняла решение о сокращении расходов бюджета г.о. Тольятти на 2015 г. На первый взгляд, изменения выглядят драматичными: сокращаются расходы на питание школьников, на группы продленного дня, на оплату труда педагогов дополнительного образования. При более детальном рассмотрении поправок становится ясно, что кардинальных изменений социальная сфера не претерпит. Более того, продолжится финансирование программ, связанных с ремонтом школ, внедрением инклюзивных технологий в образовании и со строительством дорог.

Допдоходы под вопросом

Ни для кого не секрет, что бюджет 2015 г. изначально был запланирован как достаточно жесткий. В силу всем известных обстоятельств он верстался уже со значительным дефицитом и максимальной долговой нагрузкой. Бюджет принимался с оговорками, что средства на финансирование дополнительных расходных обязательств мэрии будут изыскиваться за счет повышения собственных доходов. Очевидно, что по объективным причинам рассчитывать на увеличение собственных доходов пока сложно. НДФЛ, который составляет львиную долю собственных доходов бюджета Тольятти, в условиях кризиса, сокращений персонала и задержек заработной платы объективно не мог вырасти.

Оставалась надежда на то, что в этом году в муниципалитет будут переданы земельные участки, находящиеся в черте г.о. Тольятти, но являющиеся федеральной собственностью. Право федеральной собственности возникло на эти земли потому, что муниципальные чиновники, отвечающие за земельные вопросы в 2000-х гг., не предприняли активных действий по оформлению земель в собственность муниципальную. Благодаря изменениям в ЗК РФ у Тольятти появился шанс вернуть утраченное, попутно заработав на аренде и реализации этих участков, а также на земельном налоге порядка 70 млн р. Речь, по одним данным, идет о 1915 участках, по другим — о 1969 участках.

Однако, судя по информации, представленной мэрией, ФАУГИ не торопится передавать землю обратно городу. Вот как прокомментировала эту ситуацию и.о. руководителя департамента по управлению муниципальным имуществом Тольятти Елена Вострикова: «По состоянию на 18 сентября мы, по информации ФАУГИ, якобы получили акты только на 231 участок. Из них передано, подписано и выдано доверенностей представителям мэрии только 18 земельных участков. По остальным теруправление не представило ни подписанных актов, ни распоряжений о передаче, ни доверенностей. Т.е. самой передачи фактически не состоялось. Пока не будет доверенности, мы земельные участки не сможем оформить в муниципальную собственность. Я обращалась в теруправление, они отвечают, что работают. Сейчас у них в работе порядка 700 участков, но документально это никак не оформлено. С исковым заявлением к ФАУГИ мы обратились в июне. Рассмотрение дела отложено, поскольку представитель теруправления не явился в суд и отзыв не представил». Учитывая то, что право на возврат земельных участков появилось у мэрии в марте 2015 г., а попытки через суд понудить ФАУГИ передать собственность были предприняты уже в июне, нельзя сказать, что процесс оставлен муниципалитетом на самотек.

Другой статьей доходов, в рамках которой в Тольятти надеялись извлечь дополнительные средства, является размещение наружной рекламы. Но сейчас муниципалитет не в силах повлиять на процесс, поскольку конкурсные процедуры формируются и проводятся уже не в Тольятти, а на уровне субъекта РФ. На текущий момент не произведена даже оценка предполагаемой доходности от размещения наружной рекламы в Тольятти. Едва ли можно будет ожидать валовых поступлений от этой статьи дохода в этом году.

При таких обстоятельствах муниципальным чиновникам не осталось ничего другого, кроме как перераспределять расходные статьи в пользу более приоритетных. А если смотреть по ситуации в целом, то цифры сейчас выглядят следующим образом: общий объем доходов в текущем году составит 12,194 млрд р., расходов -13,368 млрд р., дефицит -1,174 млрд р.

Убрать приписки

Самые резонансные поправки в перечень расходных статей связаны с предложениями мэрии по сокращению расходов на социально значимые нужды. В частности, по департаменту образования: 9,4 млн р. — на предоставление бесплатного питания школьникам и детям с ограниченными возможностями, 6,7 млн р. — на оплату труда педагогов в группах продленного дня, 1,5 млн р – на оплату труда педагогов дополнительного образования.

По факту, при детальном рассмотрении и анализе затрат выяснилось, что даже в этой чувствительной сфере есть что подсократить без ущерба реальному образовательному процессу и занятости детей. «При выверке занятости детей есть случаи, и они очень нередки, что один и тот же ребенок числится у одного и того же педагога, на одних и тех же курсах, но в разных учреждениях. Образно говоря, в одно и то же время Петя Иванов занимается у Марьи Ивановны в трех учреждениях. От принимаемых нами поправок Петя Иванов не пострадает: чем он занимался, тем и будет продолжать заниматься. Пострадает бумажная нагрузка Марьи Ивановны», — пояснила суть вносимых изменений заместитель мэра по социальным вопросам Татьяна Леснякова. Причем случаи, аналогичные тем, которые Леснякова описала в системе школьного образования, отмечаются и по департаменту культуры, и по департаменту спорта. Иными словами, есть что оптимизировать без ущерба для образовательного процесса.

Для справки: неэффективные расходы на дополнительное образование будут сокращаться и дальше. Правда, и здесь есть нюансы. «Нужно создать комиссию по изучению вопроса и только потом принимать решения. Только после обсуждения. Если говорить строго о финансовой стороне, то на сегодняшний день проведены беседы со всеми директорами учреждений дополнительного образования, рассматриваются их фактическая нагрузка и предложения по сокращению расходов.

Численность детей не должна быть сокращена, потому как такой критерий, как охват, это не просто цифра, а социальная политика. Предложено посмотреть программы, оценить, действительно ли все дети посещают все кружки, клубы и секции. На конец учебного года у нас были дети, которые якобы получали до 7-8 услуг ДО, но это невозможно физически. Данные, которые мы получим, лягут в основу финансового формирования с января. Но эта работа обязательно будет комиссионной, с привлечением депутатов Думы г.о. Тольятти», — рассказала о грядущей работе руководитель департамента образования мэрии Тольятти Татьяна Терлецкая.

При этом оптимизация расходов не затронет такие стратегические для образовательного процесса вещи, как организация продленки и питания. «В связи с тем, что произошло перераспределение и уточнение количества детей, имеющих право на льготное питание, и сейчас нет такого, что одна и та же семья получает льготу из двух источников, у нас сложилась экономия затрат на питание», — рассказала Леснякова. Если говорить очень упрощенно, то финансирование расходов на продленку и питание теперь будет осуществляться в случае продленки — за счет средств на реализацию федерального образовательного стандарта, а в случае организации льготного питания — за счет региональных программ. Из бюджета г.о. Тольятти убраны лишь дублирующие статьи расходов. Цена вопроса при этом почти 30 млн р. по обеим статьям в год.

На что потратить

Принятые поправки в бюджет оказались связаны не только с сокращениями. Что касается изменений в бюджет, отражающих субсидии и субвенции из вышестоящих источников, то тот же департамент образования в общем получит дополнительно около 86 млн р. Эти средства будут потрачены на ремонт дошкольных учреждений с целью создания дополнительных мест в детских садах. Общее количество вновь созданных дополнительных мест в муниципальных образовательных учреждениях составит 717 (30 групп) и 201 место в АНО ДО «Планета детства «Лада» (8 групп). На софинансирование необходимо не менее 7,4 млн р. Будет дополнительно профинансировано приобретение оборудования для обучения и коррекционной работы с детьми. Кроме того, в мэрии Тольятти планируют реализовать ряд мероприятий по созданию универсальной безбарьерной среды (приобретение и монтаж пандусов, подъемных устройств, поручней и иного оборудования, обустройство входных групп, санузлов, приобретение специального автотранспорта для перевозки детей-инвалидов).

Департамент городского хозяйства дополнительно получит около 288 млн р. на проведение отдельных видов работ по ремонту многоквартирных домов и благоустройство придомовых территорий. Департамент дорожного хозяйства — около 667 млн р. на различного рода капремонты и реконструкцию муниципальных дорог. На реализацию всех мероприятий требуется муниципальное софинансирование. Убирая приписки, которые укоренялись годами, муниципалитет высвобождает средства на реализацию приоритетных инфраструктурных проектов.