Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (568) | 7 декабря 2015г.
 

Турецкий гамбит

Чемезов получил новые козыри в игре против Андерссона

Сейдамет Абреков

30 ноября прошло заседание совета директоров ОАО «АВТОВАЗ». Один из вопросов был посвящен воспитательной работе, которую член совета директоров Сергей ЧЕМЕЗОВ планировал провести с президентом компании Бу АНДЕРССОНОМ (на фото). Недовольство Чемезова вызвала кадровая политика предприятия. Однако в связи с подписанием президентом России Владимиром ПУТИНЫМ указа о применении специальных экономических мер в отношении Турции руководству АВТОВАЗа нужно думать не о том, сколько уволить работников, а о том, как обеспечить конвейер всеми необходимыми комплектующими.

9 и 10 ноября в нескольких СМИ федерального значения, таких как Информационное агентство «ТАСС» и газета «Ведомости», были распространены слова члена совета директоров ОАО «АВТОВАЗ», генерального директора ГК «Ростех» Сергея Чемезова. Он прокомментировал положение дел на АВТОВАЗе. По словам Чемезова, переданным ТАСС, президент АВТОВАЗа планирует уволить слишком много работников предприятия. Чемезова это не устроило, и он решил выступить с ответной инициативой. «Конечно, у нас будет совет директоров, где мы будем встречаться с руководством Renault-Nissan. Вопрос стоит достаточно остро и в регионе и в правительстве поднимался уже не раз. Вопрос о смене генерального директора АВТОВАЗа пока не стоит, но какую-то воспитательную работу надо провести», — подчеркнул Сергей Чемезов. Совет директоров прошел 30 ноября.

Вместе с тем благие начинания, которыми генеральный директор Ростеха, судя по всему, решил прикрыться, плохо скрывают истинные мотивы, которыми он может руководствоваться. Дело в том, что Рос-тех прямо или косвенно владеет ситуацией на нескольких крупных поставщиках АВТОВАЗа. К таким прежде всего стоит причислить ОАО «АвтоВАЗагрегат» и ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ). Последнее представляет сразу несколько производственных предприятий, например «Мотор-Супер», «ВазИнтерСервис», «Автосвет» и другие. Шли разговоры, что АВТОВАЗ под управлением президента компании Бу Андерссона готов выкупить часть из этих предприятий. К примеру, шли переговоры по «АвтоВАЗагрегату».

Но, видимо, стороны не сошлись в цене. Наверняка люди из Ростеха хотели за заводы получить как можно больше. Они могли полагать, что Андерссон никуда не денется, поскольку без продукции «АвтоВАЗагрегата» и заводов ОАТ конвейер АВТОВАЗа попросту встанет. Доказательством этому служит кратковременная остановка конвейера, произошедшая 22 июня. АВТОВАЗ не получил комплектующих по номенклатуре, которую как раз производит «АвтоВАЗагрегат».

Но, похоже, подданный Королевства Швеция Андерссон пошел своим путем и начал привлекать новых поставщиков, причем по большей части из-за рубежа. Так, в Тольятти появились производства французской компании Faurecia, чья продукция (те же сиденья) по номенклатуре пересекается с номенклатурой «Авто-ВАЗагрегата».

Однако стремительно меняющаяся геополитическая ситуация способна внести новые краски в проблематику взаимоотношений Чемезова и Андерссона. Речь идет о реакции России на сбитый турецким истребителем F-16 российский бомбардировщик Су-24. Так, 28 ноября 2015 г., т. е. за два дня до заседания совета директоров АВТОВАЗа, президент России Владимир Путин подписал указ, касающийся «применения специальных экономических мер в отношении Турции». В указе, в частности, говорится: «Организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что на территории Российской Федерации временно вводятся: а) запрет или ограничение внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика».

АВТОВАЗ сотрудничает с производителями комплектующих из Турции. И проблемы уже начались. По крайней мере, 2 декабря издание «Ведомости» со ссылкой на собственные источники в альянсе АВТОВАЗ-Renault-Nissan сообщило: «Сохраняются сложности с деталями из Турции, которые нужны для автокомпонентных компаний в России, -они не могут пройти таможенный контроль уже несколько дней, говорят два источника. Это, к примеру, касается деталей для российского производства Valeo (для выпуска систем сцепления) и группы ДСК (для производства бензобаков)... Источник, близкий к ДСК, это подтвердил, уточнив, что проблемы возникли и у совместного предприятия ДСК с Plastic Omnium. ... Если проблему с поставщиками не решить в ближайшее время, то, к примеру, АВТОВАЗ может приостановить выпуск машин уже в эту пятницу (речь о 4 декабря. – Прим. ред.), чтобы не делать некомплектные машины, предупреждает один из источников «Ведомостей».

При этом остаются риски, что список продукции из Турции, запрещенной для ввоза в Россию, будет расширен, замечает он». Более того, по Тольятти ходят разговоры о том, что якобы на 3 часа конвейер уже останавливался.

Безусловно, далеко не все турецкие производители, с которыми сотрудничает АВТОВАЗ, пересекаются по номенклатуре с заводами, подконтрольными Ростеху, но даже сам факт проблем с Турцией открывает перед Сергеем Чемезовым новые возможности. Особенно для спекуляций на тему того, как важно сохранять загрузку мощностей АВТОВАЗа, а с ней и обеспеченность «простых людей» работой. Ведь если Андерссон не решит вопросы по турецким комплектующим, то АВТОВАЗ может остановить производство, а работники отправлены в простой, а в перспективе — на улицу. И здесь Сергей Чемезов получит прекрасную возможность выступить в классическом стиле «я же говорил». А заодно и повысить ставки в переговорах по поставке продукции российских производителей комплектующих или в вопросах пересмотра цен на продукцию «АвтоВАЗагрегата» или заводов ОАТ. При таком раскладе крыть козыри Ростеха Бу Андерссону может оказаться уже нечем.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Елена СЕМИНА, сотрудник дирекции по корпоративным коммуникациям

- 30 ноября 2015 г. в Москве состоялось заседание совета директоров ОАО «АВТОВАЗ». Совет директоров общества обсудил прогнозные результаты деятельности АВТОВАЗа в 2015 г., на которые негативно повлияло состояние автомобильного рынка России и стран СНГ (продолжающееся падение рынка на 34% и сокращение продаж LADA на 30% по итогам 10 мес. 2015 г.). В этой связи совет директоров ОАО «АВТОВАЗ» принял решение продолжить работу над бюджетом 2016 г. с добавлением в него дополнительных мер, направленных на повышение прибыльности предприятия, поддержание социальной стабильности и поддержку основного коллектива. Совет директоров общества заострил внимание на основных направлениях оздоровления компании и ее адаптации к существующим рыночным условиям: оптимизация производственных линий; социальные программы поддержки добровольного ухода на пенсию; периодическое введение особых условий работы (к примеру, 4-дневная неделя, социальные работы) и т. д. Совет директоров общества признает возможность потенциальной сделки по приобретению некоторых активов Группы ОАТ и рекомендует продолжить обсуждение ее условий.