Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (571) | 18 января 2016г.
 

Слабая защита

«Самарский метрополитен» не охраняет станцию «Юнгородок» на должном уровне

Сергей Ромашов

12 января специальный корреспондент «Хронографа» в рамках цикла репортажей о работе МП «Самарский метрополитен» побывал на станции «Юнгородок». Издание решило проверить уровень безопасности самарского метро. Напомним, 3 декабря проверки безопасности на некоторых станциях провел начальник ГУ МВД РФ по Самарской обл. Сергей СОЛОДОВНИКОВ. Результаты его не удовлетворили. Как убедился «Хронограф», спустя месяц после визита Солодовникова ситуация едва ли изменилась в лучшую сторону, по крайней мере на станции «Юнгородок». Похоже, руководство «Самарского метрополитена» никаких выводов после проверки Солодовникова не сделало, а безопасность пассажиров может быть далеко не главным приоритетом в работе директора МП Сергея ШАМИНА.

Старейшая станция

3 декабря 2015 г. начальник ГУ МВД России по Самарской обл. Сергей Солодовников лично проверил работу МП «Самарский метрополитен», а также провел встречу в формате «вопрос — ответ» с сотрудниками предприятия. На встрече обсуждались актуальные вопросы обеспечения безопасности граждан в метрополитене. Сергей Солодовников по итогам проверки безопасности на станциях «Российская» и «Алабинская» отметил: «Массовое скопление граждан особенно в утренние, вечерние часы, и те полицейские, которые тут присутствуют, и та система безопасности, которая есть — ее недостаточно».

Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф» решил проверить, прислушались ли в «Самарском метрополитене» к словам Сегрея Солодовникова и что было сделано после его визита для усилия безопасности в самарском метро. 12 января 2016 г. специальный корреспондент ОАЕ «Хронограф» в рамках подготовки цикла репортажей о состоянии самарского метро посетил старейшую станцию — «Юнгородок». Станция «Юнгородок» открыла свои двери для пассажиров еще 26 декабря 1987 г. Поэтому цикл публикаций решено было начать именно с «Юнгородка» — первой станции в хронологическом порядке.

Немного об истории станции. Название ей дано по названию жилого массива, на территории которого расположена станция, т. е. «Юнгородок». В тяжелые времена Великой Отечественной войны, когда сюда переселяли эвакуированных из других частей страны, подростков распределяли в барачных поселениях, а работали они на заводах. Поэтому эти барачные поселки назвали юнгородками, название сохранилось и до наших дней.

В первоначальном проекте самарского метрополитена, разработанном и утвержденном в 1980 г., постройки станции на территории депо не планировалось. Вместо нее у проходных авиационного завода должна была появиться подземная станция «Крылья Советов». Проходка к этой станции должна была вестись щитовым способом от станции «Кировская». Но, просчитав сроки демонтажа щитового комплекса в районе «Безымянки» и монтажа его в районе «Кировской», строители поняли, что выбиваются за допустимые сроки пуска первой очереди. А поскольку все равно надо было строить пути к электродепо, было решено быстро организовать на его территории временную наземную конечную станцию и открыть движение без станции «Крылья Советов». Строительство станции началось в 1986 г., и к концу 1987 г. станция была полностью построена.

Если говорить о технических характеристиках станции, то стоит отметить, что выход производится через единственный выход-вестибюль, прямо к разворотному кольцу трамваев «Юнгородок».

О какой безопасности может идти речь, если здесь не удосужились даже обновить вывеску?
О какой безопасности может идти речь, если здесь не удосужились даже обновить вывеску?

Станция тупиковая, оборот поездов производится по перекрестному съезду, расположенному перед въездом на станцию. «Самарский метрополитен» изначально не планировал открытие данной станции, но такое решение все же было принято, чтобы первая очередь была введена в ускоренных темпах.

Оформление станции весьма простое. Она представляет собой сборную железобетонную крышу, держащуюся на колоннах, которые облицованы красными плитками. По бокам открытое пространство, которое не защищено никакой конструкцией. Отсюда хорошо видно здание, где располагается метрополитеновское депо. Станцию изначально строили как временную. Однако по прошествии лет «Самарский метрополитен», похоже, своего отношения к этой станции не изменил, а потому никакой реконструкции там не проводилось. И, судя по всему, не планируется.

Сомнительный контроль

Корреспондент «Хронографа» отправился на станцию не с пустыми руками, а с большой спортивной сумкой, в которую положил в т. ч. и металлические предметы. Таким образом, было решено проверить уровень организации безопасности на станции «Юнгородок». Как оказалось, оценка Солодовникова была вполне справедлива. Во всяком случае, в отношении станции «Юнгородок».

Когда сотрудник редакции вошел в двери станции метро, то обнаружил там лишь одну рамку металлодетектора и одну сотрудницу полиции. Других полицейских не наблюдалось ни внутри станции, ни на пассажирской платформе. Это довольно странно для любой станции метро, не говоря уже о «Юнгородке», который считается одним из самых неблагополучных и криминогенных районов города. Так или иначе, металлодетектор просигнализировал, когда сотрудник издания прошел через него со своей сумкой, но сотрудница полиции никак на это не отреагировала. Тогда корреспондент покинул здание станции, сделав круг, вернулся и вновь прошел через металлодетектор, на этот раз пристально глядя в глаза полицейскому. Естественно, после такого не среагировать сотруднику полиции было сложно, и он попросил показать содержимое сумки. Этого не пришлось бы делать, если бы станции самарского метро были оборудованы сканерами, как в московском метрополитене. С помощью сканеров сотрудники безопасности метро видят содержимое багажа каждого пассажира.

Корреспондент «Хронографа» показал полицейскому содержимое своего багажа. В сумке в т. ч. находился закрытый пакет с пищевыми контейнерами. На вопрос полицейского «Что это?» он ответил: «Обед». Проверять содержимое пакета не стали, хотя там могло быть все что угодно. Например, взрывное устройство, подходящее по размеру к пищевым контейнерам, занимавшим половину сумки. После такой «тщательной» проверки сотрудница полиции вернулась к металлодетектору, а специальный корреспондент «Хронографа» прошел в переход на пассажирскую платформу.

Еще раз отметим, что с 1987 г. по сегодняшний день пассажирская платформа «Юнгородка» остается открытой и находится на поверхности, а не под землей.

Вполне естественно, что люди в зимнюю стужу предпочитают ждать состав в маленьком переходе между зданием станции и пассажирской платформой, а не мерзнуть, стоя на улице. Битком набитый переход едва ли отвечает технике безопасности метро. Стоя в переходе, корреспондент «Хронографа» заметил, что через металлодетектор прошли еще несколько человек с багажом разного калибра, и практически каждый раз устройство сигнализировало. Но сотрудница полиции никак на это не реагировала.

Недовольна и ФСБ

Похоже, организации безопасности, равно как и состоянию станции «Юнгородок» в целом, можно поставить оценку «неудовлетворительно». Если кому-то кажется, что оценка издания, а также оценка начальника ГУ МВД Сергея Солодовникова недостаточно объективна, есть дополнительная информация. О том, что уровнем безопасности в Самарском метро недовольны, оказывается, даже в УФСБ России по Самарской обл., «Хронограф» уже писал, что в декабре 2015 г. в арбитраже проходили судебные разбирательства по заявлению «Самарского метрополитена» к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). МП оспаривало постановление надзорного ведомства № СМ 43-15 от 23 июля 2015 г. 23 декабря суд отказал МП в удовлетворении требований. Тогда же стали известны подробности постановления Ространснадзора. В материалах дела говорится: «5 июня 2015 г. в адрес Управления из Управления ФСБ России по Самарской обл. поступило письмо исх. 21/5293 от 28 мая 2015 г., содержащее информацию о том, что в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий Управлением ФСБ по Самарской обл. выявлены существенные недостатки в системе транспортной безопасности объектов МП г.о. Самара «Самарский метрополитен», создающие предпосылки к актам незаконного вмешательства в деятельность метрополитена». Также в материалах дела указано: «На основании данного письма начальника службы УФСБ России по Самарской обл. и информации в нем было инициировано проведение внеплановой документарной проверки в отношении МП г.о. Самара «Самарский метрополитен», издано распоряжение от 15 июня 2015 г. №727 Г.Я. Бровацкого — начальника Управления, на основании чего в период с 18 июня по 15 июля 2015 г. и была проведена указанная проверка».

Сейчас «Хронограф» не будет раскрывать всех подробностей данного арбитражного дела, т. к. в случае с проверкой ФСБ речь идет не о станции «Юнгородок». Однако в планах издания посетить в т. ч. и другие станции. И уже тогда можно будет обстоятельно поговорить о претензиях ФСБ к работе «Самарского метрополитена». Отметим, что после визита Солодовникова руководством «Самарского метрополитена», судя по всему, никаких выводов сделано не было. Либо же внимание было уделено организации безопасности на более близких к центру города станциях.