Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (571) | 18 января 2016г.
 

Кредит за вознаграждение

АктивКапитал банк вынужден банкротить заемщиков

Георгий Кизельгур

1 февраля в Арбитражном суде Самарской обл. продолжится рассмотрение заявления ПАО «АктивКапитал банк» (АКБ) к ООО «Строительно-монтажная компания «Инженерные решения» (СМК ИР). АКБ пытается войти в реестр кредиторов должника с суммой требований 25,84 млн р. При изучении истории СМК ИР возникает впечатление, что в банке Григория ОГАНЕСЯНА (на фото) зачастую не слишком заботятся о тщательной проверке заемщиков перед тем, как выдать им деньги. Обычно такие кредиты банкиры выдают за вознаграждение. С учетом количества кредиторов СМК ИР существуют сомнения, что АКБ сможет вернуть вложенные средства.

АКБ выступило инициатором процедуры банкротства СМК ИР, стартовавшей прошлой осенью. Причиной стала задолженность заемщика перед банком в размере 25,84 млн р. Определением Арбитражного суда Самарской обл. от 11 ноября 2015 г. в отношении СМК ИР введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвердили Алексея Пантелеева.

Судя по уже заявленному количеству кредиторов, можно прогнозировать, что у банка Григория Оганесяна возникнут проблемы с возвратом вложенных средств. Так, в реестр кредиторов пытается попасть ООО Завод «Роспромгаз» с суммой требований более 6 млн р. В реестр кредиторов уже вошло ООО «ВТС-Строй» с размером требований 2,89 млн р. ООО «РегионАвтоматика-Сервис» предъявило претензии в размере 2,866 млн р.

А 23 декабря 2015 г. было рассмотрено заявление ГУП «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской обл.» (ГФППСО) о включении в реестр кредиторов СМК ИР требования в размере 8,589 млн р. (основной долг) и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 381,9 тыс.р. Как следует из материалов дела, между АКБ как кредитором, СМК ИР как заемщиком и ГФППСО как поручителем был заключен кредитный договор. Помимо договора поручительства, в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору между банком и СМК ИР был заключен еще ряд договоров. Это договор залога недвижимого имущества от 8 августа 2011 г., по которому залогодатель физическое лицо Вера Горшкова в обеспечение обязательств СМК ИР передала банку нежилое помещение общей площадью 142,4 кв. м, этаж 2, номер на поэтажном плане поз. 24, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Губанова, д. 3, пом. к. 17.

Еще один договор залога недвижимого имущества был заключен с Юрием Калачевым, который отдал банку в залог квартиру общей площадью 96,2 кв. м по адресу: г. Самара, ул. Садовая, 279, кв. 1. С какой целью физические лица передавали в залог именно эту недвижимость, в настоящий момент уточняется.

Далее АКБ обратился в суд с иском к СМК ИР в связи с тем, что кредит не погашался. 27 ноября 2014 г. Ленинским районным судом г. Самары было вынесено заочное решение, которым с СМК ИР взыскана сумма основного долга, процентов и пени в совокупном размере 14,21 млнр., а также обращено взыскание на заложенную недвижимость. 30 декабря 2014 г. в адрес ГФППСО поступило требование кредитора о погашении задолженности за СМК ИР по кредитному договору в размере 8,589 млн р. ГФППСО пришлось заплатить АКБ. Соответственно, к поручителю перешли требования к СМК ИР.

Характерно, что учредителем ГФППСО является министерство имущественных отношений Самарской обл. Плохим признаком является то, что ГФППСО с подачи своих кураторов из Минимущества и Минэкономразвития региона размещало средства на счетах банков, у которых впоследствии были отозваны лицензии и которые были признаны банкротами. Так, ГФППСО сегодня значится в числе крупнейших кредиторов не только лопнувшего ООО «Коммерческий Волжский социальный банк» (ВСБ), но также и ОАО «Первый республиканский банк» и санируемого сейчас ПАО «Мособлбанк». Вступление ГФППСО во взаимоотношения с АКБ вряд ли сулят последнему хорошие времена.

Что касается СМК ИР, то крайне странным выглядит столь смелое предоставление АКБ кредита этой компании. Образовано СМК ИР было в 2005 г. Директором числится Александр Мамонов. Основной вид деятельности — оптовая торговля водопроводным и отопительным оборудованием.

Уставный капитал -всего 10 тыс. р. До декабря 2011 г. среди участников общества значились Константин Фетисов, Михаил Пономарев и Евгений Кочелаевский. За 2014 г. СМК ИР показало выручку в размере более 377 млн р. При этом себестоимость работ составила свыше 366 млн р. Чистая прибыль в отчетном году — всего 1,7 млн р. Не слишком впечатляющая рентабельность для строительной фирмы. По всей видимости, СМК ИР являлось чем-то вроде прокладки между заказчиком работ и их реальным исполнителем, не имея собственных основных фондов для решения возложенных задач. Компания принимала участие в 102 госзакупках. А победителем последний раз выходила в августе 2013 г., когда выиграла аукцион стоимостью 5 млн р. на выполнение работ по техническому перевооружению модульной котельной № 3 по ул. Николая Краснова, 84 в с. Сергиевск, м. р. Сергиевский Самарской обл. Сегодня над СМК ИР нависла угроза открытия конкурсного производства. АКБ в ходе этой процедуры вряд ли сможет хоть что-то получить с должника.

Возникает вопрос, как стало возможным решение о выдаче кредита СМК ИР. Похоже, не обошлось без особого мнения председателя правления АКБ и одного из акционеров банка Григория Оганесяна. Оганесян некогда прозрачно намекал на то, что, являясь совладельцем банка, ни в коем случае не заинтересован в выдаче заведомо проблемных кредитов, которые, как принято считать, выдаются за откат. По логике Оганесяна, акционер банка не будет отнимать у себя свои же деньги.

Однако стоит отметить, что помимо Оганесяна в АКБ есть и другие акционеры, например Алексей Леушкин и Сергей Ивахно. Леушкин и Ивахно, в отличие от Оганесяна, не являются исполнительным органом банка. Зато имеют в банке собственные средства, которыми кое-кто может распорядиться по своему усмотрению.

Здесь вспоминается печально известный экс-бенефициар обанкротившегося ОАО «Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития» (МВКБ) Владимир Чекмарев. Чекмарев являлся и акционером, и президентом МВКБ. И не стеснялся выдавать проблемные кредиты пачками (что выяснилось уже после отзыва у МВКБ лицензии). Причем другими акционерами МВКБ были не только партнеры или друзья Чекмарева, а даже его родственники. Но Чекмарева в вольном распоряжении деньгами банка это не остановило.