Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (589) | 20 июня 2016г.
 

Секреты льготного проезда

Депутаты Тольятти зазывают муниципальный транспорт к себе на округа

Егор Кошеров

7 июня на заседании Думы г.о. Тольятти в ходе оглашения отчета мэра г.о. Тольятти Сергея АНДРЕЕВА депутат Алексей СТЕПАНОВ спросил у градоначальника, возможно ли возобновить движение троллейбусных маршрутов в пос. Портовом, хотя бы до памятника Татищеву. Эта мера позволила бы гарантировать социальный проезд для жителей обособленного микрорайона, которым сейчас доступны только коммерческие перевозчики. Последние, как известно, перевозить пенсионеров и инвалидов желанием не горят. Стабильность же муниципальных перевозок может гарантировать пополнение муниципального парка техники.

Вопрос, заданный депутатом Степановым, не относился к основной повестке дня, а именно отчету градоначальника. Сергей Андреев не отмел его сходу, предложив вернуться к его обсуждению после детального экономического анализа ситуации. Причина проста — предельно жесткий бюджет Тольятти, который не позволяет легко маневрировать достаточно серьезными суммами средств. Депутат Максим Гусейнов также поинтересовался, могут ли муниципальные перевозчики занять вакантные маршруты, если мэрия Тольятти расторгнет контракты с проштрафившимися частниками.

Вопросы, которые совершенно закономерно возникли у депутатов после скандалов в транспортной сфере Тольятти, заставили задуматься о том, чем для Тольятти является муниципальный транспорт. Стало очевидно, что даже МП «ТТУ», долгое время находившееся в шаге от полной несостоятельности, выполняет важную социальную функцию. Которую, как оказалось, в мире свободной конкуренции совершенно некому выполнять. Пока мэрия рассчитывает, что ситуацию с транспортным обеспечением льготников удастся вернуть в правовое поле. А пока содержание городского муниципального транспорта является безусловно затратной частью для муниципалитета.

От итогов плана празднования 50-летнего юбилея ВАЗа зависят перспективы обновления троллейбусного парка
От итогов плана празднования 50-летнего юбилея ВАЗа зависят перспективы обновления троллейбусного парка

Для того чтобы свести концы с концами, оба предприятия провели оптимизацию расходной части. В МП «ТТУ» к продаже подготовлено несколько непрофильных активов, законсервировано здание депо в Автозаводском р-не, проведена оптимизация численности коллектива. К настоящему моменту программа экономии выполнена более чем наполовину.

Но камнем преткновения по-прежнему остается обновление подвижного состава. «По сути, нам сейчас нечем конкурировать за пассажира. Эксплуатация нового подвижного состава — низкопольных троллейбусов — показала, что он более востребован у пассажиров, нежели старый. Кроме того, мы получили экономию на электроэнергии, правда, она была полностью нивелирована традиционным для начала года повышением цены. Но есть и положительный момент: мы хотя бы не ощутили роста расходной части -опять же благодаря экономичности новой техники. В целом, если не будет форс-мажора, год мы можем закончить не наращивая убытков. По крайней мере, пока наш план в целом исполняется. Но развитие предприятия, его выход на безубыточную стабильную работу полностью зависит от обновления парка техники. Сейчас у нас в работе 85 троллейбусов и никакого резерва техники нет. Даже со списанных единиц нам нечего снять для ремонта», -прокомментировал перспективы увеличения доли муниципального транспорта в структуре пассажирских перевозок директор МП «ТТУ» Евгений Расстегаев.

Перспективы развития предприятия волнуют и его профсоюз. Это и понятно: за 55 лет был сформирован компетентный коллектив со своей производственной базой и возможностями обучать молодые кадры. С просьбой о поддержке предприятия профком обратился к губернатору Николаю Меркушкину. По поручению главы региона министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. разъяснило коллективу возможности дальнейшего развития МП «ТТУ». Как следует из ответа заместителя министра Сергея Калинина, мероприятия по обновлению подвижного состава включены в план подготовки к празднованию 50-летия выпуска первого автомобиля ВАЗ. На новый транспорт (речь идет и об автобусах, и о троллейбусах) регион готов ассигновать в 2016 г. 67 млн р.; в 2017 г. — 36,3 млн р.; в 2018 г. — 98,1 млн р. Разумеется, эти суммы будут выделены с учетом муниципального софинансирования в том же объеме.

«Кроме того, — как сообщает Калинин, — подготовлен и в настоящее время проходит согласование на уровне правительства РФ проект плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 50-летия выпуска первого автомобиля ВАЗ в г.о. Тольятти, предусматривающий реализацию в 2016 г. мероприятия по обновлению троллейбусного парка для осуществления городских пассажирских перевозок на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета в размере 913 672 тыс. р. При принятии данного документа планируется приобрести для нужд городского пассажирского транспорта г.о. Тольятти до 80 низкопольных троллейбусов». Ответ воодушевил коллектив и руководство МП «ТТУ». «Мы понимаем, что это пока только проект, но очень надеемся на положительное решение. Это позволит нам от режима выживания перейти в режим развития, оказывать более конкурентные услуги жителям Тольятти», — считает Растегаев.