Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (589) | 20 июня 2016г.
 

Любитель распродаж

У Огаренко возникли проблемы из-за решения купить имущество, которое предназначалось не ему

Сейдамет Абреков

30 мая ООО «Витал», директором которого является Виталий ОГАРЕНКО, решило прекратить спор с мэрией г. о. Тольятти. Ранее муниципалитет отказал этой компании в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию склада промышленных и хозяйственных товаров. Склад расположен в Тольятти по адресу: ул. Борковская, 51а. До того как отказаться от иска, «Витал» потратил немало сил на судебные споры. Но, видимо, удалось договориться. Ранее актив, который попал к компании Огаренко, контролировало ЗАО «Группа Компаний ВАЗинтерСервис Снаб» Андрея НЕСТЕРОВА. Огаренко специализируется на выкупе имущества обанкротившихся компаний. Видимо, склад предназначался не для него.

Не на тех нарвался

В большинстве известных случаев в ходе банкротства предприятий, имеющих реальные и достаточно ликвидные активы, продажу имущества готовят так, что оно в итоге уходит по минимально возможной цене. Причем покупателем становится лицо, которое заранее к этому готово. Иногда случается, что в эти планы пытаются вмешаться посторонние покупатели. Как правило, это лица, которые делают бизнес именно на участии в скупке имущества банкротов. Нарушив планы того, кто мог готовить торги под себя, они получают шанс поторговаться уже с этим лицом. Где-то это проходит. Однако в случае со складом ЗАО «Группа Компаний ВАЗинтерСервис Снаб» Огаренко, наверное, наткнулся на более сильного конкурента. Приобретенный склад доставил ему массу проблем. Вернее, их ему доставили. Начались проблемы с оформлением документов на объект. Объект изначально имел изъян: он не был введен в эксплуатацию. Этот факт вполне мог быть защитным инструментом от посягательств на него в ходе торгов со стороны незваных покупателей. Но Огаренко, вероятно, думал, что для него эта защитная мера будет легко преодолима. Не вышло. Пришлось бегать по судам, нести расходы.

Параллельно со спором по поводу отказа мэрии выдать разрешение на ввод склада в эксплуатацию разыгрывались процессы по взысканию с ООО «Витал» задолженности по аренде земельного участка. Этот участок имеет площадь около 1,7 га. Процесс по поводу разрешения на строительство достиг кассационной инстанции. При этом суд первой инстанции указал: «Обязать мэрию г.о. Тольятти по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Витал» путем проведения осмотра вводимого в эксплуатацию объекта капитального строительства «Склада промышленных и хозяйственных товаров», расположенного по адресу... г. Тольятти, Автозаводский р-н, южнее здания, имеющего адрес: ул. Борковская, д. 51а, на предмет проверки его соответствия требованиям, установленным в разрешении на строительство».

Апелляционная инстанция с судом первой инстанции согласилась, но не кассационная. Кассация посчитала: «19 февраля 2015 г. мэрия г.о. Тольятти вынесла постановление об отказе ООО «Витал» в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства «Склад промышленных и хозяйственных товаров» в эксплуатацию № 475-П/1. Основанием для отказа явилось отсутствие документов, предусмотренных п. 9 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ (заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации...)».

Кассационная инстанция настояла на том, что именно Государственная инспекция строительного надзора (ГИСН) и должна была вынести решение о соответствии либо несоответствии объекта нормам. При этом кассационный суд также пояснил: «В извещении о начале строительства, направленном ООО «Витал» в адрес ГИСН, срок начала строительства указан 12 декабря 2014 г., тогда как на 10 декабря 2014 г. здание уже имело высокую степень готовности. Данным обстоятельствам оценка судами не дана». Если следовать этой информации, то получается, что «Витал» сначала построил объект — склад (ну, или купил в полуготовом виде), а только затем стал оформлять документы на него. Стоит заметить, что склад переходил из рук в руки, прежде чем оказаться у «Витала».

Упорный малый

Изначально складом владело ЗАО «Группа Компаний ВАЗинтерСервис Снаб», генеральным директором которого был Андрей Нестеров -сын Владимира Нестерова, известного как бывший вице-президент Группы «СОК», бывший вице-президент — директор по безопасности ОАО «АВТОВАЗ». Эти должности Владимир Нестеров занимал во времена, когда председателем совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» был Владимир Каданников. Сегодня некогда крупнейшая компания семьи Нестеровых проходит через ликвидацию.

Основным кредитором ЗАО «Группа Компаний ВАЗинтерСервис Снаб» стало ОАО «АВТОВАЗ». На некоторых собраниях кредиторов представитель ОАО «АВТОВАЗ» имел возможность контролировать более 90% голосов. ОАО «АВТОВАЗ» — это достаточно крупная и неоднородная структура. За интересами ОАО «АВТОВАЗ» в различных спорных ситуациях могут скрываться личные интересы совершенно разных экономических кланов. В деле о банкротстве ЗАО «Группа Компаний ВАЗинтерСервис Снаб» за формальными интересами ОАО «АВТОВАЗ» вполне мог стоять личный интерес одного из кланов времен Каданникова. Основателем одного из таких кланов можно назвать президента АО «ГЛОБЭКСБАНК» Виталия Вавилина. Более того, сегодня в мэрии Тольятти немало тех, кто способен улавливать настроения людей из клана Вавилина. Это, в свою очередь, позволяет чинить препятствия тем, кто решил идти поперек их интересов. Видимо, Огаренко не осознавал всей полноты возможностей этих людей. Между тем он продолжал упорствовать.

В спорах с мэрией Тольятти Огаренко дошел до кассационной инстанции в Казани. В итоге акты нижестоящих судов были отменены, дело было направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской обл. Но, видимо, в «Витал» решили пойти другим путем и отказались от иска. Либо компания нашла заходы в мэрию, либо склад будет функционировать без ввода в эксплуатацию. В общем, от иска «Витал» отказался. При этом долги по аренде и отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию — это не единственные проблемы «Витала».

Компания судится и с Управлением Росреестра по Самарской обл. по поводу отказа «в государственной регистрации права собственности на открытую производственно-складскую асфальто-бетонную площадку». Судя по всему, это площадка все того же склада. С учетом того, что площадь территории — около 1,7 га, здесь можно организовать хоть стоянку, хоть строительство жилого многоквартирного дома, хоть возведение очередного торгово-офисного комплекса, если это потребуется. Правда, до этого пока далеко: слишком много проблем с документами.

Торговые будни

Директор и единственный учредитель ООО «Витал» Виталий Огаренко получил известность, когда пытался участвовать в торгах по продаже в Самаре имущества ООО «Производственное предприятие X-Транс» Чапая Хациева. Заявка Огаренко хоть и была принята, но выяснилось, что представленные документы не соответствуют установленным требованиям. Победителем торгов был признан их единственный участник — известный тольяттинский бизнесмен Александр Каминский. Имущество, которое 31 октября 2014 г. ему удалось купить, но не удалось приобрести Огаренко, — это земельный участок под станцию технического обслуживания площадью 0,234 га, расположенный в Октябрьском р-не Самары, а также производственное здание площадью 874,9 кв. м, расположенное там же. В истории с распродажей недвижимости «X-Транса» Огаренко и Каминский, скорее всего, также оказались незванными покупателями. В ответ компания Чапая Хациева пошла в атаку против итогов торгов (см. «Хронограф» №10 (580) от 4.06.16). Наблюдатели высказывали мнение, что актив «Х-Транса» якобы должен был уйти по минимальной цене под Группу компаний «СИНКО» Эдуарда Мнацаканяна, у которого с Чапаем Хациевым могли быть достигнуты договоренности. Этот эпизод лишний раз подтверждает версию о приверженности Огаренко к участию в торгах в качестве незванного покупателя. Причем, как показала ситуация по «Х-Трансу», в этом деле он не одинок.

Также Виталий Огаренко участвовал и в других торгах, где ему повезло больше. Речь о реализации имущества МАП г. о. Тольятти «МАПУЗ», торги по которым были завершены 23 июня 2014 г. Тогда Огаренко приобрел несколько стареньких автомобилей скорой помощи 1999-2001 гг. выпуска, которые, судя по всему, нужны были для частных фирм, специализирующихся на перевозке трупов. К слову, тот же Каминский приобрел на тех же торгах более значительное имущество -цех, общей площадью 1411,5 кв. м, расположенный в Тольятти по адресу: ул. Радищева, д. 10, строение 1. Между тем ситуация со складом обанкроченного ЗАО «Группа Компаний ВАЗинтерСервис Снаб» показала, что в отдельных случаях купленная по дешевке недвижимость способна доставить массу хлопот своему новому хозяину. Огаренко, видимо, это уже понял. Вполне возможно, что этот объект выставлялся на торги не для того, чтобы его выкупил Огаренко. Если это так, то проблемы с оформлением документов могли стать вполне закономерным явлением.