Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (589) | 20 июня 2016г.
 

Новая жизнь АВТОВАЗа

В «Ростехе» решили провернуть старую схему с акциями

Илья Ширтанов

16 июня генеральный директор Государственной корпорации (ГК) «Ростех» Сергей ЧЕМЕЗОВ заявил о планах по проведению допэмиссии ОАО «АВТОВАЗ». По версии Чемезова, таким образом АВТОВАЗ сможет погасить свои долги перед «Ростехом», но а партнерам из альянса Renault-Nissan придется вложиться деньгами.

16 июня государственный телеканал «Россия 24» транслировал интервью Сергея Чемезова, в ходе которого и была раскрыта информация о предстоящем дополнительном выпуске акций АВТОВАЗа. «Мы планируем провести дополнительную эмиссию. Есть долги АВТОВАЗа перед «Ростехом» и долги АВТОВАЗа перед Renault. Мы эти долги хотим внести в капитал и с тем, чтобы сохранить пропорцию в капитале, Renault должен будет внести дополнительно деньги кэшем. Какая сумма будет внесена, сказать не могу. Пока ведется расчет. Но о проведении допэмиссии мы договорились», — заявил Чемезов в эфире телеканала «Россия 24».

Что-то подобное уже приходилось наблюдать в 2010 г., когда было конвертировано 40 млрд р. задолженности перед «Ростехом» в акции АВТОВАЗа.

Эта сумма была получена АВТОВАЗом от «Ростеха» в качестве беспроцентного займа. В свою очередь «Ростех» получили эти деньги из государственного бюджета. По информации АВТОВАЗа, общество направило 40 млрд р. якобы на погашение банковской задолженности и обеспечение ликвидности предприятия. Сегодня, похоже, Сергей Чемезов вспомнил еще не слишком забытое вчера. «Естественно, все акционеры, желающие сохранить свою долю, будут вносить дополнительные средства. Тем, кто не сможет внести, естественно, их доли будут размыты», — таким образом тогда звучали комментарии Сергея Чемезова.

Но в недалеком прошлом фактически «Ростех» удовлетворял свой запрос по возврату займа, а вот представители Renault отказались вкладываться деньгами. Свою долю Renault внес технологиями, знаниями и, судя по всему, прессом Komatsu.

Какую сумму на этот раз планируется конвертировать в акции АВТОВАЗа, Чемезов не пояснил, но, судя по разговору, речь может идти о полном списании долгов. Общий размер задолженности по кредитам, займам и кредиторской задолженности на 31 марта 2016 г. у АВТОВАЗа составил 213,1 млрд р., из которых 132,3 — займы и кредиты.

Причем Чемезов напрямую связывает зависимость АВТОВАЗа от своих кредиторов с деятельностью бывшего президента компании Бу Андерссона «Комплектующие предыдущий руководитель в основном завозил из-за рубежа. Поэтому так и выросли долги», — считает Чемезов. Но, видимо, он либо не владеет информацией, либо намеренно ею манипулирует. Наращивание долгов АВТОВАЗа началось задолго до прихода на предприятие Андерссона. Такую политику активно проводил ставленник «Ростеха», экс-президент (2009-2013 гг.) АВТОВАЗа Игорь Комаров, который успел не только загрузить предприятие долгами, но и вывести из него ряд производств. Первый транш от Ростеха в размере 70 млрд р. АВТОВАЗ получил еще в 2009 г.

Другое дело, насколько в альянсе согласятся вносить кэш, а не, допустим, вновь какие-то технологии, ноу-хау, прессы и т.д. Если верить Сергею Чемезову, то все уже якобы обговорено. Но, похоже, эта такая же правда, как то, что долги АВТОВАЗа якобы сформировались при Андерссоне.