Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (589) | 20 июня 2016г.
 

Подложат свинью

«Фабрика качества» прочувствует последствия продажи активов «СВ-Поволжского»

Илья Ширтанов

27 июня заканчивается прием заявок для участия в открытом аукционе по продаже свинокомплекса ЗАО «СВ-Поволжское». Есть основания полагать, что прямо или косвенно в продаже актива «СВ-Повожского» заинтересован агрохолдинг «Атяшево», активно развивающийся на рынке Самарской обл. Если «Атяшево» получит в регионе собственную сырьевую базу, местным традиционным производителям, как, например, ГК «Фабрика качества» (ФК) Олега КУЗИЧКИНА (на фото), вероятно, придется сокращать производственные мощности.

Начальная цена лота, заявленная конкурсным управляющим ЗАО «СВ-Поволжское» Николаем Альдебеневым, немногим превышает 752 млн р. Это повторный аукцион. На первые торги, на которые свинокомплекс выставлялся за 780 млн р., не заявилось ни одного участника. Речь идет о свинокомплексе замкнутого цикла, при строительстве которого закладывалась мощность в 300 тыс. голов. Очевидно, что в приобретении такого актива должен быть заинтересован крупный игрок на рынке переработки мяса, каким можно считать ФК.

После введения экономических санкций в отношении России федеральный центр объявил о необходимости реализации стратегии импортозамещения. ФК начала искать новые источники сырья взамен утраченных каналов поставок из-за рубежа. Т.е. это еще один фактор, который можно использовать в качестве подтверждения версии о потребностях ФК в приобретении собственной сырьевой базы. Точно такие же вопросы должны тревожить и других производителей, как например «Атяшево». Однако стоит учитывать не только потребности, но и финансовые возможности. Именно это условие заставляет усомниться в том, что «Атяшево» заявится на аукцион.

В то же время значительными финансовыми возможностями обладает еще один игрок сферы пищепрома, продвигающий свои интересы в Самарской обл., — ГК «Русаг-ро», бенефициаром которой является бывший член Совета Федерации РФ Вадим Мошкович (см. «Хронограф» №12 (582) от 18.04.16). Начало активной экспансии ГК «Русагро» в Самарскую обл. по времени приблизительно совпало с вынесением решения Арбитражного суда Самарской обл. о признании банкротом ЗАО «СВ-Поволжское».

Немногим позже, а точнее весной 2013 г., началось уголовное преследование бывшего председателя совета директоров «СВ-Поволжского» Алексея Гриншпуна. Процесс был доведен до суда. Гриншпуну вменялось совершение различных деяний, описанных в УК РФ, в т.ч. и по весьма экзотичной в наших реалиях статье «Преднамеренное банкротство».

Параллельно шел процесс поглощения группой «Русагро» активов ОАО «Самара Агро Прод» (САП). Особую ценность представлял Безенчукский маслоэкстракционный завод (БМЭЗ), один из крупнейших производителей растительного масла в России. При производстве масла образуется побочный продукт — шрот. Шрот используется в качестве кормовой базы для выращивания свиней. Приобретение свинокомплекса ЗАО «СВ-Поволжское» для «Русагро» должно представлять нескрываемый интерес.

В то же время «Русагро» пока не заявляло о планах по развитию такого направления, как мясопереработка. Соответственно, имея в активе свинокомплекс, необходимо будет решать проблему сбыта. Здесь можно рассматривать несколько вариантов развития событий. Но вполне вероятным видится выстраивание партнерских отношений с динамично развивающимся в регионе агрохолдингом «Атяшево»: именно этот агрохолдинг может стать основным дистрибутором будущего свинокомплекса «Русагро» в Самарской обл., созданного на площадях «СВ-Поволжского».

Ранее торговая марка «Атяшево» не была известна широкому кругу покупателей в Самарской обл. Тем не менее за последние несколько лет продукция под брендом «Атяшево» заняла свое место на прилавках магазинов Самарской обл., сумев значительно потеснить местных производителей.

Причем наблюдения показывают, что в холдинге «Атяшево», судя по всему, намерены продолжать расширять свою долю на рынке мясных продуктов в Самарской обл. Поэтому сотрудничество с местными производителями мяса вполне может укладываться в стратегию продвижения ТМ «Атяшево».

Конкурировать «Атяшево» может за счет предложения продукции по умеренным ценам. Данный фактор может оказаться решающим при выборе продукции при снижающейся покупательной способности населения. ФК, в свою очередь, все еще пытается удержать наработанный контингент, оперируя термином «качество», который содержится в самом бренде торговой марки Олега Кузичкина.

Объективное исследование рынка показывает, что покупатель в своем выборе все чаще склоняется именно к более доступному в плане цены продукту. Тем не менее, как показывает практика, иногда это путь в никуда. По такому принципу в свое время (1999-2001 гг.) пытался завоевать покупателя ЗАО «Мясокомбинат «Тольяттинский» Владимира Осташевского. В какой-то период Оставшевскому удалось выйти в лидеры по продажам мясных продуктов в Тольятти, а затем в целом по Самарской обл. Но в конечном итоге покупатель отвернулся от продукции «Мясокомбината «Тольяттинский», отдав предпочтение другим производителям, в числе которых оказалась в последующем ФК.

Сейчас картина может сложиться прямо противоположная. Не исключено, что в условиях жесткой ценовой конкуренции ФК все же придется поступиться своими принципами, чтобы удержать долю на рынке. Такая политика создаст предпосылки для укрепления позиций «Атяшево». Например, в случае получения сырьевой базы в Самарской обл., у этой компании появится шанс сыграть на качестве и получить своего покупателя в более высокой ценовой категории, которую, возможно, придется оставить ФК. По логике, стратеги ФК должны рассматривать такое развитие событий. Тем не менее пока нет даже предпосылок говорить о том, что ФК пытается получить контроль на свинокомплексом ЗАО «СВ-Поволжское».