Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (591) | 4 июля 2016г.
 

Лейко снизошел

«АктивКапитал банк» Оганесяна вынужден взять очередного советника

Татьяна Федорова

24 июня на официальном сайте ПАО «АК Банк» (АКБ) появилось сообщение, что советником председателя правления АКБ Григория ОГАНЕСЯНА назначен Игорь ЛЕЙКО (на фото). По замыслу бенефициаров АКБ, он должен был бы стать новым представительным лицом банка. Похоже, кредитное учреждение Оганесяна остро нуждается в статусных представителях для создания видимости того, что все идет хорошо. Настораживает, что большинство банков, где ранее трудился Игорь Лейко, прекратили свое существование.

На официальном сайте АКБ приводится послужной список Лейко: «Работает в банковской сфере более 20 лет, в частности, возглавлял самарские филиалы ОАО «АБ Инкомбанк» и ОАО «Внешторгбанк», занимал пост вице-президента по международным операциям и корпоративному финансированию ОАО «Национальный Банк Развития», ОАО «Пробизнесбанк», ОАО «Москоммерцбанк», руководил управлением проектного финансирования ОАО «ТрансКредитБанк».

«Назначение связано с тем, что АКБ планирует значительно усилить позиции на рынке обслуживания экспортно-импортных операций», — сообщает сайт банка о причинах появления Лейко.

Игорь Лейко — известный банкир из середины 90-х годов прошлого века. В Самаре он возглавлял филиал «Инкомбанка». Газета «КоммерсантЪ» по этому поводу писала: «Филиал развивался стремительно: в число его клиентов вошли «Связьинформ», «Волгатанкер», «Кондитерское объединение «Россия», «Куйбышевазот», Тольяттинский мясокомбинат и многие другие крупные предприятия. При этом Инкомбанк был замешан и в многочисленных скандалах, например с бизнесменом Владимиром Захарченко. Ему были выданы кредиты на $5 млн, которые возвращать пришлось потом в течение нескольких лет с судами и публичными разбирательствами».

Тем не менее Лейко пользовался популярностью у руководства «Инкомбанка» и в 1995 г. по приглашению председателя правления банка Владимира Виноградова уехал работать в Москву на должность вице-президента. Впрочем, уже 29 октября 1998 г. у не перенесшего дефолт Инкомбанка была отозвана лицензия в связи с «неисполнением банком требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов Банка России, неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанности по уплате обязательных платежей».

В дальнейшем Игорь Лейко засветился в ОАО «Пробизнесбанк». 12августа2015г. этот банк также был лишен лицензии за «высокорискованную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы». 18 февраля 2016 г. СМИ сообщили о задержании бывших топ-менеджеров банка, которые стали фигурантами уголовного дела о растрате. Как сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин, ущерб от их действий оценивается в 2,5 млрд р. Лейко, по всей видимости, вовремя эвакуировался обратно в Самару. И тут ему подвернулся вариант с АКБ.

Как уже было сказано, с помощью Лейко АКБ планирует усилить позиции на рынке обслуживания экспортно-импортных операций, причем значительно. Зачем это понадобилось банку, не совсем понятно. Не исключено, что АКБ намерен перейти к обслуживанию экспортно-импортных операций, связанных со стремлением отдельных налогоплательщиков занизить налогооблагаемую базу. В Самарской обл. есть ряд крупных налогоплательщиков, активно сотрудничающих с иностранными партнерами. К примеру, ЗАО «Самараагропромпереработка» (САПП). САПП уже попадалось надзорным и фискальным органам на отношениях с компанией «LIMENIKO TRADE AND INVEST Ltd.», зарегистрированной на Британских Виргинских островах.

В случае с LIMENIKO могла иметь место схема реэкспорта (см. «Хронограф» № 2 (572) от 25.01.16). Стремление отдельных банкиров обслуживать схемы реэкспорта может свидетельствовать об их сговоре с нечестными перед налоговой службой и бюджетом предпринимателями.

Возникает опасение, что «подсесть» на экспортно-импортные операции в АКБ решили не от хорошей жизни. По большому счету, обслуживание таких операций — привилегия крупных системообразующих кредитных учреждений (ПАО «Сбербанк России» или ПАО «ВТБ»). АКБ же является средним по размеру активов региональным банком, которому оптимально концентрироваться на кредитовании преимущественно малого и среднего бизнеса и развивать «розницу». То, что в АКБ нацелены на «значительное усиление позиций» в несвойственном секторе, может говорить о наличии проблем в секторе традиционном и отчаянных попытках руководства банка найти выход из сложившейся ситуации. Отметим, что согласно сайту banki.ru на 1 июня 2016 г. убыток АКБ составлял 36,85 млн р.

Вспоминается пример ОАО «Волга-Кредит» банк (ВКБ), которое в последний год перед банкротством увлеклось не свойственными для себя конверсионными операциями. Прогрессирующий объем конверсионных операций на фоне падения общих объемов банковских операций по балансовым счетам тогда вызвал сильные подозрения. Особенно с учетом того, что другие банки, зарегистрированные на территории Самарской обл. и близкие к ВКБ по уровню уставного капитала и величине активов, даже несмотря на последствия т.н. «банковского кризиса» осени 2013 г. не злоупотребляли обменом валют. Ряд наблюдателей прямо указывали на усиливающиеся проблемы с ликвидностью у ВКБ. Как итог все это привело к отзыву у ВКБ лицензии и скандалу с хищением средств вкладчиков.