Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (591) | 4 июля 2016г.
 

Гордость партии власти

Аэропорт «Курумоч» продолжает споры со строителями нового терминала

Сейдамет Абреков

Сегодня в своей предвыборной агитации партия «Единая Россия» (ЕР) активно использует информацию о достижениях, полученных в Самаре. К сожалению, их крайне мало. Наверное, поэтому в выпуске №3 (7) общефедеральной газеты «Единая Россия» от 27 мая — 2 июня 2016 г. о Самаре всего лишь одно упоминание. Причем оно посвящено успехам, достигнутым на территории Международного аэропорта «Курумоч». На этом фоне одноименное ОАО, созданное на базе активов аэропорта, пытается взыскать с ПАО АКБ «Связь-Банк» и АО «Компакт» почти 1 млрд р. Они имели отношение к строительству нового терминала аэропорта, которым так гордятся в ЕР.

Высосали из контракта

10 июня была принята апелляционная жалоба ПАО АКБ «Связь-Банк» по поводу решения о взыскании с банка в пользу ПАО «Международный аэропорт «Курумоч» более 200 млн р. Делу был присвоен номер А55-154/2016. Соответствующее решение по нему было вынесено Арбитражным судом Самарской обл. 6 мая 2016 г. По версии аэропорта, задолженность «Связь-Банка» возникла по банковской гарантии № 18-15/4902 от 28 сентября 2015 г. Согласно этой гарантии «Банк безотзывно и безусловно гарантировал ПАО «Международный аэропорт «Курумоч» (бенефициар, истец) выплатить денежную сумму в размере 200,2 млн р. в случае, если АО «Компакт» (принципал, подрядчик) не исполнит либо ненадлежащим образом исполнит обязательства по выплате бенефициару штрафов (пени, неустойки), возмещению убытков, причитающихся бенефициару в соответствии с договором генерального строительного подряда №57/2013-ГП7МАК от 10 июня 2013 г. и дополнительными соглашениями к нему». Питерское АО «Компакт», генеральным директором которого является Климента Касрадзе, выполняло работы по строительству на территории аэропорта «Курумоч» нового терминала. Также суд пояснил, что, по версии аэропорта «Курумоч», в период действия банковской гарантии АО «Компакт» нарушило условия договора и не исполнило взятые обязательства в виде выплаты аэропорту неустойки в размере 777 млн р. В аэропорту «Курумоч» посчитали, что «Компакт» нарушил предусмотренные договором сроки выполнения работ по строительству нового терминала. «Компакт» требования аэропорта получил, но неустойку не выплатил. Связь-Банк также в досудебном порядке сумму банковской гарантии не оплатил. Однако самарский арбитраж посчитал, что банк не прав и нужно взыскать с него более 200 млн р.

Для одних это достижение, для других — возможность потерять почти миллиард
Для одних это достижение, для других — возможность потерять почти миллиард

Разумеется, Связь-Банк данное решение оспорил, 10 июня была принята апелляционная жалоба ПАО АКБ «Связь-Банк» на решение суда первой инстанции о взыскании с него в пользу ПАО «Международный аэропорт «Курумоч» более 200 млн р. Руководит ПАО «Международный аэропорт «Курумоч» исполнительный директор представительства АО Управляющая компания «Аэропорты Регионов» в Самаре Константин Былинин.

Озвучили неустойку

Параллельно спору между аэропортом и банком в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. развивается судебный процесс в рамках дела о взыскании с АО «Компакт» 777 млн р. — той самой неустойки за якобы нарушенные сроки строительства нового терминала аэропорта «Курумоч». Это дело получило №А56-14870/2016. Показательно, что Связь-Банк также участвует в этом деле — в качестве третьего лица.

Таким образом, пока, по сути, оказался не разрешен вопрос, должно ли АО «Компакт» уплачивать неустойку или нет. Или даже можно ставить вопрос по-другому: были нарушены или нет сроки строительства нового терминала «Курумоча»? Но что если в Санкт-Петербурге суд придет к выводу, что АО «Компакт» ничего аэропорту не должно? Тогда, вполне логично, вновь встанет, точнее более остро зазвучит, в судах вышестоящих инстанций вопрос: должен или нет Связь-Банк нести в данном случае ответственность по банковской гарантии? Вполне может быть, что аэропорт лишь использует юридическое давление на вчерашних партнеров, чтобы, основываясь на том, как, образно выражаясь, расставлены запятые в договорах и контрактах, буквально на пустом место отсудить практически 1 млрд р.

Очередной подарок для оппозиции

Ранее руководство аэропорта «Курумоч» бравурно заявляло о том, что терминал построен и проблем нет. Вот как это выглядело на интернет-сайте аэропорта «Курумоч»:

«24 февраля 2015 г. официально открыт новый пассажирский терминал Международного аэропорта «Курумоч» (входит в холдинг «Аэропорты Регионов»). В событии... принял участие председатель правительства РФ Дмитрий Медведев... Напомним, в декабре 2011 г. был выбран стратегический инвестор для дальнейшего развития аэропорта «Курумоч», им стал холдинг «Аэропорты Регионов». Строительство нового аэровокзала Международного аэропорта «Курумоч» началось 19 июля 2013 г. Менее чем через полтора года, 24 декабря 2014 г., Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало Разрешение на ввод в эксплуатацию нового пассажирского терминала с объектами сопутствующей инфраструктуры и Разрешение на ввод в эксплуатацию нового грузового комплекса со встроенными административно-бытовыми помещениями. Частные инвестиции в проект составили более 8 млрд р.» (http://www.airport.sa-mara.ru/ru/novosti/000747). В качестве хозяина церемонии открытия нового терминала аэропорта «Курумоч» выступал Виктор Вексельберг, один из основных бенефициаров Группы «Ренова». Через цепочку юридических лиц именно она является собственником аэропорта «Курумоч».

Получается, пригласили Медведева, торжественно открыли терминал, по телеканалам показали радостные лица. Но почему-то телесюжетов о том, как сегодня в судах развиваются процессы по спорам ценой в 1 млрд р., нет. Однако именно эти споры показывают, что в финансовом и юридическом плане у ПАО «Международный аэропорт «Курумоч» сегодня не все гладко. Странно, что в ЕР об этом не знают. Или делают вид, что не знают. Иначе чем объяснить, что накануне назначенных на 18 сентября очередных выборов в Госдуму штаб партии ЕР преподносит в своих агитках реконструкцию аэропорта «Курумоч» как несомненное достижение парии? Что, если оппозиция в самый последний момент возьмет и обнародует истинное положение финансовой кухни этой великой стройки? Благо в свободном доступе сегодня находится большое количество материалов судебной практики по этому объекту. Причем избирателю все это могут преподнести сквозь призму визита на церемонию открытия аэропорта Медведева, но только уже не в роли председателя правительства РФ, а в качестве председателя партии ЕР.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.