Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (592) | 11 июля 2016г.
 

Много шума, и... ничего

Год борьбы с алкоголизацией населения обернулся миллиардными потерями и нулевой эффективностью

Егор Кошеров

24 и 27 июня в Тольятти действовали запреты на продажу пива и алкогольной продукции. Связаны они были с празднованием выпускных балов и Дня молодежи в регионе. Закрытыми для свободной продажи пива оказались около 80% пока еще разрешенных торговых точек. Те же, кто смог работать легально (благодаря допустимым нормам по площади и наличию в структуре оказываемых услуг общепита) или попросту наплевал на запрет, получили сверхдоходы от продажи пенного напитка. Этот небольшой пример демонстрирует, сколь абсурдными и неэффективными могут быть меры по противодействию алкоголизации населения. Давление на малый и средний бизнес, занимающийся продажей пива, уже привело к миллиардным бюджетным убыткам, закрытию субъектов СМСП и увеличению потребления контрафакта.

Под лозунгом защиты детства

На самочувствии выпускников запреты по продаже алкоголя особо не сказались: те, кто запланировал выпускную вечеринку с алкоголем, организовали ее заранее. Благо в сознании как самих школьников, так и их родителей уже укрепилась установка, что несколько дней в году алкоголя в свободной продаже нет и выпускной — один из таких дней. Зато большая часть покупателей пенного напитка в этот день оказались вынуждены либо стоять в очередях в заведениях общепита (а потом выносить купленное и пить его там, где больше нравится), либо затариваться не совсем легально. Это, конечно, не добавило популярности административным запретам, принимаемым вроде бы во благо населению. Да и сложно представить, что один из важнейших праздников своей жизни — выпускной бал — вчерашние школьники решили бы отмечать пивом. По крайней мере, во всех федеральных новостях о том, как выпускные в разных городах России переросли в попойку с криминальным продолжением в качестве «напитка вечера», фигурировал именно крепкий алкоголь, но никак не пиво. Но под запрет попало в т.ч. и оно.

Покупателей, которые оказались вынуждены терпеть неудобства, волновал простой вопрос. Если продажа любой алкогольной продукции все равно запрещена лицам, не достигшим 18-летнего возраста, то чьи интересы преследует двойной запрет? Наверное, тех, кого ограничения касаются в меньшей степени или не касаются вообще. Это относится к крупным сетям (законодательные ограничения для которых значительно лояльнее, чем для малого бизнеса), точкам общепита в административных зданиях и, как ни парадоксально, незаконным «разливайкам». Для нелегальных производителей и продавцов алкоголя пиво, кстати, также не является основным напитком в ассортиментном ряду: его достаточно сложно и долго готовить, а стоит оно не так уж дорого. Гораздо привлекательнее именно крепкий алкоголь. Его подпольное производство не требует ни больших площадей, ни больших затрат.

Грустная статистика

Пока борьба за трезвость, по крайней мере в свете тех лозунгов, с которыми она ведется, выглядит не слишком эффективно. Если проанализировать статистику преступлений, которую подготовило, к примеру, УМВД по г. Тольятти, то можно заметить, что снижения количества преступлений, совершаемых в состоянии опьянения, не произошло. Как и в 2015 г., под градусом в Тольятти совершается каждое пятое зарегистрированное преступление. Не радует и статистика по «пьяным» административным правонарушениям. Даже там о значительных успехах правоохранители отрапортовать не могут.

Где совершенно точно удалось добиться снижения показателей, так это в производстве и продаже пива на территории региона. Открытые данные Росстата не содержат данных об абсолютных значениях производства пенного напитка в Самарской обл., однако приводят процентные соотношения. В январе-мае 2016 г. было произведено на 5% меньше пива, чем в аналогичный период 2015 г. А данные по 2015 г. демонстрируют снижение производства уже на 14,5%.

Падение розничных продаж пива не сделало население более трезвым, однако выдавило с рынка многих субъектов малого бизнеса
Падение розничных продаж пива не сделало население более трезвым, однако выдавило с рынка многих субъектов малого бизнеса

Победа весьма условная, ведь речь идет о производстве легальной алкоголесодержащей продукции, с которого платятся налоги. И, что важно, эта продукция, в отличие от суррогатов, контролируется. По данным РАР, в 2015 г. в Самарской обл. снизилась и розничная продажа пива и пивных напитков. Если в 2014 г. было реализовано 22,8 млн дал (декалитров. – Прим. авт.), то уже в 2015 г. эти объемы упали до 18,9 млн дал. Особенно сильно в реализации «просело» именно пиво — с 21,4 до 17,5 млн дал. Практически сразу возникает вопрос: если производить стали меньше, а употреблять меньше не стали, значит, недопроизводство продукта компенсируется чем-то извне?

Похоже, у РАР и УФСБ по Самарской обл. и областного главка есть ответ на этот вопрос. По данным ГУ МВД по Самарской обл., в сфере производства фальсифицированной алкогольной продукции было проведено более 5 тыс. проверок и выявлено около 5 тыс. правонарушений. А уже в 2016 г. сотрудники УФСБ по Самарской обл. выявили и приостановили деятельность сразу нескольких крупных цехов по розливу контрафактного алкоголя. Комментируя неблагополучную ситуацию с подпольным розливом спиртного, губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин привел цифры, иллюстрирующие потери бюджета от действий подпольных алкобаронов. По его словам, бюджет Самарской обл. ежегодно недополучает 4-4,5 млрд р. «Рынок перераспределяется в пользу контрафактной продукции. У нас подпольные заводы производят алкоголя в день больше, чем производил «Родник» в лучшие годы», — заявил губернатор.

Из всей вышеприведенной статистики можно сделать один вывод: искусственные запреты на продажу пива только открыли подпольным производителям новые секторы рынка.

Предсказания сбываются

Ужесточение политики в области оборота алкоголесодержащей продукции и, в частности, пива, вызывало квалифицированную критику еще в 2010 г. — на момент разработки и принятия базовых региональных законов. Как показало время, скептики оказались правы. Менее чем через полгода после запрета продажи пива в воскресенье после 17 часов региональный законодательный орган вынужден был вернуться к этому вопросу, только уже имея в качестве свершившегося факта 3,4 млрд р. выпадающих доходов от снижения легальных объемов продажи пива. И это не страшилки, а официальные подсчеты регионального Минфина. Комментируя ситуацию, председатель комитета Самарской губернской думы по здравоохранению, демографии и социальной политике Николай Ренц подчеркнул, что одной из причин снижения поступлений от продажи пива видит, в частности, в запрете на продажу спиртного в воскресенье с 17 часов: «Люди не стали меньше употреблять. Просто теперь граждане покупают «в гаражах» и с рук напитки».

Уже сейчас на уровне министерства экономического развития, промышленности и технологий отмечено, что большое количество ограничений пока принесло обратный эффект, если говорить о продаже пива как о сервисе и как о бизнесе. Причем речь идет о том, что пострадал в первую очередь именно легальный бизнес. С 2011 г. количество лицензированных организаций, торгующих алкогольной продукцией, сократилось на 927. За период ограничения продажи пива по воскресным вечерам количество лицензированных точек по продаже алкоголя стало меньше на 106. В основном это организации малого и среднего бизнеса. Такую статистику привел министр экономического развития инвестиций и торговли Алексей Кобенко, выступая в Самарской губернской думе в январе 2016 г., призывая депутатов смягчить положения антиалкогольного законодательства.

Кобенко фактически подтвердил, что перераспределение рынка произошло в пользу контрафакта. «Сейчас потребление легального алкоголя значительно сокращается. Но в целом потребление спиртных напитков не снижается. Куда уходят люди? Потребляют нелегальный алкоголь. Как результат — рост числа отравлений. За 2015 г. их стало на 70% больше. Поэтому мы и говорим, что, с одной стороны, нужно снимать ненужные ограничения для бизнеса, с другой — менять структуру потребления в пользу в т.ч. слабоалкогольной продукции», — прокомментировал Кобенко правительственные предложения по смягчению правил функционирования отрасли.

Уход из отрасли более чем 1000 торговых предприятий за время антиалкогольной компании — это не только потеря минимум 2000 рабочих мест (хотя по факту их, конечно, больше). Это результат политики непросчитанных запретительных мер, с которыми теперь сталкивается этот бизнес и, соответственно, бюджет. Из-за действующих ограничений предприятия недорабатывают около 50 дней в год, это практически одна седьмая года. Хотя за эти дни вынужденного простоя предприниматели обязаны оплачивать аренду помещений и заработную плату сотрудникам, коммуналку.

Пока государственные мужи то ужесточают, то ослабляют режимы продажи пива, производители и продавцы пенного напитка пытаются самоорганизовываться ради защиты своих прав. «Все негативные проявления в отрасли, а именно: нецивилизованная торговля, некачественный сервис, продажа алкоголя несовершеннолетним — должны решаться в т.ч. саморегулированием. Это значит, что сами предприниматели, объединенные внутрикорпоративными интересами, будут способствовать наведению порядка, выработке единых и более справедливых правил для всех, кто хочет легально и честно работать, соблюдая законодательство РФ и интересы своих коллег по бизнесу. Хотя бы ради того, чтобы из-за каких-то единичных, но вопиющих нарушений под каток санкций и ужесточений не попадали все, кто так или иначе занят в этом бизнесе. И члены нашей организации готовы строго придерживаться положений закона и противодействовать любым подобным нарушениям. Например, «Балтика» как производитель с 2011 г. проводит акцию «Трезвость за рулем», направленную на популяризацию безопасного вождения. Мы готовы подключаться к подобным акциям, а также реализовывать какие-то свои, к примеру, для тех же выпускных и Дня молодежи. Главное, чтобы это было нужно не только нам, но и власти», — считает президент Самарской областной общественной организации поддержки производителей и продавцов пива (СО-ООППП) Сергей Васильев. «Во время проведения ЧМ-2018 развитая сеть пивных баров, ресторанов и точек продажи свежего пива смогли бы принести дополнительный доход бюджету региона. Но, к сожалению, последнее время мы вынуждены думать не о развитии бизнеса, не об улучшении сервиса, не о вопросах саморегулирования и выработки стандартов для отрасли. Много времени приходится уделять защите деятельности в условиях ужесточающегося законодательства. Итогом проделанной работы и постоянных контактов с представителями РАР, с аппаратом полномочного представителя президента в ПФО, правительством Самарской обл. стали перенос срока окончательного внедрения ЕГАИС, отмена по ограничению реализации пивной продукции в воскресенье после 17.00. Это положительные примеры деятельности общественной организации доказывают, что она может быть эффективной формой саморегуляции в отрасли. Сейчас мы готовимся выступить с предложениями по смягчению регионального и местного законодательства, в частности неэффективных по сути и дискриминационных по факту требованиях к метражу объектов общепита, добиваться их снижения. Но главной нашей задачей, я, конечно, считаю борьбу с законодательным перекосом в пользу крупных сетей. Всем участникам рынка должны быть созданы равные условия», -считает Васильев.