Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (154) | 30 октября 2006г.
 

Бюджетное программирование

Экономический рост и улучшение качества жизни граждан – приоритеты 2007 г.

24 октября депутатами Самарской губернской думы было одобрено Бюджетное послание губернатора Самарской области и принят в первом чтении проект областного бюджета на 2007 г. Бюджетное послание содержит основные направления бюджетной и налоговой политики Самарской области на 2007 г.

Говоря об особенностях бюджетной политики 2006 г., следует выделить две важные составляющие. Это реализация национальных проектов и реформа местного самоуправления. Эти же направления будут приоритетными и в 2007 г.

Фактически Самарская область стала экспериментальной общегосударственной площадкой по приоритетным национальным проектам в сферах здравоохранения и образования. Огромное внимание правительство области уделяет также и другим национальным проектам — в сельском хозяйстве и жилищном строительстве, внедряя современные подходы и передовые технологии. Решение этих задач способствует достижению и другой цели -кардинальному улучшению демографических показателей.

Повышение уровня жизни населения — одно из основных направлений работы органов исполнительной власти Самарской области.

В текущем году с 1 мая произведено повышение заработной платы основной части работников бюджетной сферы на 37,5%, что в разы перекрывает тот уровень инфляции, который складывается в текущем году.

В 2007 г. планируется очередное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, также с 1 мая, на 15%. Данное повышение несколько опережает планируемое на федеральном уровне повышение с 1 сентября 2007 г.

Предполагаемое увеличение заработной платы для большей части работников бюджетной сферы Самарской области не исключает возможности дальнейшего перехода с единой тарифной сетки на отраслевую систему оплаты труда в бюджетных учреждениях области, начало которого положено в рамках реализации национальных проектов.

Бюджетная политика Самарской области в 2007 г. ориентирована на масштабное привлечение кредитов и инвестиций в агробизнес. Средства областного бюджета будут предоставляться сельхозпроизводителям в основном в виде субсидий, а порядок их предоставления будет предельно прозрачным и понятным.

Новым шагом, связанным с приведением областного бюджета в соответствие с федеральным законодательством, будет принятие областной адресной инвестиционной программы, которая направлена на решение следующих основных задач:

1. Финансирование мероприятий в рамках реализации на территории области национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

2. Сокращение объемов незавершенного строительства и обеспечение ввода в 2007-2009 гг. максимального количества объектов.

3. Обеспечение ввода в 2007-2009 гг. основных объектов культуры.

4. Активизация инвестиционной деятельности через привлечение федеральных и частных инвестиций.

В рамках программы строительство и реконструкция объектов будут осуществляться на территориях всех без исключений муниципальных образований. Причем соотношение средств областного и местных бюджетов (для объектов, финансирование которых относится к полномочиям органов местного самоуправления), составит соответственно:

- для городских округов — 60% на 40%;

- для муниципальных районов — 80% на 20%.

В Бюджетном послании президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2007 г.» основной акцент сделан на повышение эффективности управления общественными финансами и результативности бюджетных расходов. В Самарской области внедрение системы бюджетирования, ориентированной на результат, проводится в рамках административной реформы, и уже через год должны быть внедрены основные принципы этой системы в процессе формирования и исполнения областного бюджета.

В 2007 г. будет введена четырехуровневая система программных документов. В дополнение к программам социально-экономического развития области и областным целевым программам предлагается ввести разработку программ правительства области и ведомственных программ, сделав их важнейшим инструментом бюджетного планирования.

Доходная часть бюджета на 2007 г. сформирована по оптимистическому прогнозу социально-экономического развития области.

Для поддержания высокого темпа роста доходов областного бюджета в будущем необходимо развитие таких видов экономической деятельности, которые основаны на запуске наукоемких целевых программ, а также активизация инновационной деятельности бизнеса.

В целях обеспечения динамичного роста экономики области акцент должен быть сделан на формирование и развитие территориально-производственных кластеров в приоритетных секторах — автомобилестроении, авиационно-космической, нефтехимической, туристско-рекреационной и других отраслях.

На муниципальном уровне бюджетная политика должна строиться с учетом имеющегося налогового потенциала. Расчет дотаций из областного бюджета происходит именно по этому принципу. Передача в 2007 г. муниципалитетам части земельного налога и налога на имущество физических лиц должна способствовать дальнейшей регистрации прав собственности на землю и установлению оптимальных ставок налогов.

Достижение названных в настоящем Бюджетном послании задач и установок позволит обеспечить устойчивость и стабильность бюджетной системы области, будет способствовать поддержанию экономического роста и улучшению качества жизни населения Самарской области.

Справка:

Доходная часть проекта бюджета на 2007 г. составит 50 млрд.831 млн.р.

По сравнению с текущим годом рост составит 6,6%. Основную часть в структуре доходов занимают налог на прибыль — около 44%, налог на доходы физических лиц — около 24% и налог на имущество организаций — около 10%.

Соотношение по отчислению налогов в федеральный и региональный уровни составляет 45% на 55% соответственно.

Доходная часть дорожного фонда сформирована в сумме 4 млрд. 592 млн. р., что на 35% превышает уровень 2006 г.

Общая сумма расходов областного бюджета на 2007 г. составляет 57 млрд. 940 млн. р., что превышает уровень текущего года почти на 11%.

Дефицит сложился в размере 7 млрд.116 млн. р., или 14% от собственных доходов бюджета.

На реализацию мероприятий по социальной политике, на образование, здравоохранение, культуру в проекте областного бюджета на 2007 г. предусмотрено более 30 млрд. р., или 52% всех расходов областного бюджета.

Объем средств на межбюджетные трансферты вырос на 11,5%. Эти средства можно разделить на несколько групп:

- межбюджетные трансферты, направленные на выравнивание и стимулирование развития городских округов, муниципальных районов и поселений. Доля в общем объеме межбюджетных трансфертов составляет 23%;

- межбюджетные трансферты, направленные на поддержку муниципальных образований в реализации своих полномочий. Доля в общем объеме межбюджетных трансфертов составляет 27%;

- межбюджетные трансферты, направленные на финансирование полномочий Самарской области как субъекта Российской Федерации. Доля в общем объеме межбюджетных трансфертов составляет 50%.

В проекте бюджета на 2007 г. инвестиционная часть составит 8,5 млрд. р. С 2003 г. общий объем инвестиций увеличился почти в 4 раза. В инвестиционной программе на следующий год запланировано финансирование 263 объектов, а также 4 направления расходов — переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, модернизация жилых домов, строительство быстровозводимых модулей в муниципальных районах и городских округах, реализация областной целевой программы «Обеспечение населения Самарской области питьевой водой».