Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (657) | 19 февраля 2018г.
 

В назидание остальным

Случай с Шатило заставит задуматься бенефициаров прочих проектов ГЧП в Самарской области

Егор Кошеров

На прошлой неделе стало известно об изменении кабальных для бюджета региона пунктов инвестиционного меморандума, регламентирующего строительство Кардиохирургического центра в Самаре. Т.н. «инвестору стройки» в лице ООО «Современные медицинские технологии» с ИНН 6367009094 (СМТ), принадлежащего Сергею ШАТИЛО (на фото), теперь не гарантирован возврат вложенных средств. Кроме того, СМТ обязано вернуть 25 млн р., выданных ему в качестве субсидии на подключение Кардиоцентра к электросетям. По мнению наблюдателей, в действительности ситуация для Шатило еще критичнее: ему либо придется отдать объект в руки нового федерального инвестора, либо готовиться к усиленному уголовному преследованию.

Перекрытие потока

Крайне невыгодные для многострадального регионального бюджета пункты инвестмеморандума, заключенного между СМТ и правительством Самарской обл. 15 января 2014 г., имели номера 6.2.4 и 10.2. П. 6.2.4 предписывал: «Обеспечить юридическое лицо, управляющее деятельностью недостроенного кардиохирургического центра, инвестором строительства которого выступает СМТ, ежегодным заказом на оказание населению Самарской обл. бесплатной специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, оплачиваемой за счет средств ОМС и иных источников финансирования». П. 10.2 предписывал «при условии невыполнения правительством Самарской обл. п. 6.2.4 меморандума следующие действия: правительство обязуется выплатить инвестору недополученный доход в размере величины денежных средств, которые инвестор ожидал получить от реализации инвестиционного проекта в объеме, предусмотренном бизнес-планом».

Как только прокуратура Самарской обл. начала оспаривать указанные пункты в арбитражном суде, требуя признать их недействительными, в СМТ поспешили заявить, что эти пункты «являются существенными для реализации данного социально значимого проекта» (см. «Хронограф» №30 (640) от 2.10.17). Т.е. Шатило тем самым дал понять, что чувствует себя неуверенно без двух не понравившихся прокуратуре пунктов и, следовательно, будет пытаться отстаивать их до конца.

Однако надолго Шатило не хватило. Как следует из материалов арбитража, в судебном заседании 16 января 2018 г. СМТ представило копию дополнительного соглашения от 27 декабря 2017 г. №3 к инвестиционному меморандуму о строительстве Кардиоцентра. Соглашением содержание спорных пунктов было изменено настолько, что прокурор даже счел возможным отказаться от иска. Теперь ежегодный заказ на операции за счет средств ОМС для ООО «Международный медицинский центр «Клиника сердца» (ММЦ-КС, подконтрольный Шатило оператор деятельности Кардиоцентра) не гарантирован. На компенсацию недополученного дохода Шатило также рассчитывать не стоит. Соответственно, шансы СМТ в полном объеме вернуть сделанные в проект вложения и что-то получить сверху сводятся к нулю. Как следствие, Шатило впору ожидать претензий от банков-кредиторов проекта. Логично, что они попытаются обратить взыскание на единственный ликвидный актив — само недостроенное здание Кардиоцентра.

Плата за электричество

Помимо Кардиоцентра с молотка может быть пущена трансформаторная подстанция (ТП) мощностью 2000 кВт, возведенная для СМТ по большей части за счет средств бюджета.

Соответствующая субсидия на компенсацию затрат по технологическому присоединению к электросетям энергопринимающих устройств Кардиоцентра в размере 25 млн р. была выдана СМТ министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. (МЭРИТ) в ноябре 2014 г. Условием ее предоставления являлся ввод объекта в эксплуатацию до 30 ноября 2015 г. В случае нарушения этого обязательства деньги надлежало вернуть.

Обязательство по вводу Кардиоцентра в эксплуатацию СМТ не выполнило ни к 30 ноября 2015 г., ни спустя год, ни до сих пор. Характерно, что, отказывая МЭРИТ в требовании вернуть субсидию, СМТ предпочло сослаться на «четко неопределенный размер требований» (якобы в претензионном письме МЭРИТ имелось противоречие между цифровым и текстовым написанием суммы). Министерство указало на то, что противоречий не имеется, и обратилось в суд. 22 января 2018 г. требования МЭРИТ были удовлетворены в полном объеме.

Любопытно, как проходил отбор сетевой организации, которая должна была обеспечить техприсоединение. Первоначально СМТ обратилось в ЗАО «Самарские городские электрические сети», где Шатило назвали цену вопроса в 39 млн р. В итоге выбор был остановлен на ООО «Энерго» с ИНН 6312038138, лежащем в орбите бизнеса бенефициара Корпорации «Кошелев» Владимира Кошелева (см. «Хронограф» №33 (520) от 20.10.14). «Энерго» запросило за свои услуги 34 млн р., причем прокладку силовых кабелей к Кардиоцентру предложило вести аж от ул. Дыбенко (ближайшая территория обслуживания ООО «Энерго»), расстояние откуда до объекта Шатило — три огромных самарских квартала. В результате ТП была введена в эксплуатацию только 24 марта 2016 г., что также позже срока, установленного соглашением о предоставлении субсидии с МЭРИТ. Однако в СМТ до последнего момента «просрочку» не признавали.

Наблюдатели выдвигают следующую версию упорства СМТ по 25 млн р. Якобы субсидию в действительности могли бы поделить между заинтересованными в реализации проекта Кардиоцентра сторонами. К числу таковых можно было бы отнести губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николая Меркушкина и людей из его ближайшего окружения. Если это действительно так, то Владимира Кошелева поучаствовать в схеме освоения этих средств мог бы обязать лично Меркушкин, напомнив о громадных вливаниях из бюджета компаниям Кошелева на финансирование строительства социальной инфраструктуры в пос. «Крутые Ключи» и «Кошелев парк». Стоимость техприсоединения Кардиоцентра СМТ могла быть определена в гораздо меньшем, чем 34 млн р., размере, а разница — осесть в карманах. Однако авторы идеи, вероятно, не рассчитали, что прокладка кабелей на несколько километров через жилые кварталы может сорвать сроки выполнения договора о предоставлении субсидии. Впрочем, в СМТ такой сценарий отрицают, заявляя, что «никаких нарушений при получении субсидий (завышение расходов, нецелевое использование, предоставление недостоверной информации и т.п.) не было».

Это выглядит логичным, поскольку тот же Шатило вряд ли желает выплачивать деньги МЭРИТ из собственных средств. Абстрагируется от темы со странным техприсоединением Кардиоцентра и Владимир Кошелев. В ответе на запрос, направленный на его имя как председателя совета директоров ЗАО «ППСО АО «Авиакор», генеральный директор данного общества, депутат Красноглинского райсовета г. Самары Ирина Шведова поспешила заявить, что «ООО «Энерго» (ИНН 6312038138, ОГРН 1026300771970) не входит в состав Корпорации «Кошелев».

Отдадут все

Согласно еще одной распространенной версии, со сменой власти в Самарской обл. выбор у Сергея Шатило остался весьма скромный. Либо он отдает все, что получил с подачи Николая Меркушкина, и отправляется восвояси, либо пытается торговаться с риском активизации уголовного преследования. Первый вариант представляется для инвестора Кардиоцентра все же более здравым. Поскольку в этом случае он сохранит контроль над СМТ, хоть последнее и будет пользоваться меньшим успехом у организаторов закупок медоборудования.

Эта же версия гласит, что изменение пунктов меморандума является временным — на период до обозначения нового инвестора, близкого ГК «Ростех». Для Ростеха медицина — одно из приоритетных направлений деятельности на федеральном уровне. После перехода под контроль структур Ростеха долей Шатило в ММЦ-КС Кардиоцентр получит новый импульс к развитию. Придет время гасить его долги, закупать дорогостоящее оборудование и вводить в эксплуатацию. Свежих владельцев объекта госзаказом за счет средств ОМС должны обеспечить сполна. И компенсировать недополученные доходы тоже.

Пример с «раскулачиванием» Шатило должен стать руководством к действию для бенефициаров других проблемных проектов ГЧП в сфере здравоохранения Самарской обл. Напомним, таких проектов около десятка и все они начали свое формирование при Николае Меркушкине. В каждом из проектов задействованы частные инвесторы, но пока им слабо удается реализовать задуманное до конца. В частности, из-за позиции министерства здравоохранения Самарской обл., возглавляемого пересидевшим Меркушкина лоббистом Ростеха Геннадием Гридасовым (см. «Хронограф» №34 (562) от 26.10.15).

Ожидается, что вскоре в т.ч. руками Гридасова Ростех начнет переформатировать самые коммерчески привлекательные ГЧП. Поэтому их бенефициарам можно посоветовать не бороться с новыми реалиями, как это пытался делать Шатило, а, напротив, всячески демонстрировать лояльность будущим хозяевам и готовность отдать все активы в надежные руки.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Олег МАЙОРОВ, заместитель министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. — руководитель департамента инфраструктурного развития и государственно-частного партнерства

- 22 января 2018 г. исковые требования министерства о взыскании с ООО «Современные медицинские технологии» в доход бюджета Самарской обл. в лице главного распорядителя бюджетных средств министерства денежных средств субсидии в объеме 25 млн р. удовлетворены Арбитражным судом Самарской обл. в полном объеме.