Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (159) | 27 ноября 2006г.
 

Вячеслав Лысенковский:

АВТОВАЗ держит нас в тонусе

Павел Соколов

Сегодня в Тольятти отрасль коммунальной энергетики в очередной раз претерпевает существенные изменения. Начавшиеся процессы сложно охарактеризовать как-то иначе, чем новый передел рынков сбыта тепловой энергии. Мэрия Тольятти была вынуждена отказаться от управления своими теплосетями в Комсомольском районе в пользу ОАО «ВоТГК». Однако ВоТГК имеет намерения войти и на рынок Автозаводского района, где вполне успешно на протяжении всего существования района работает компания «ТЕВИС». Свою экспансию ВоТГК называет нейтральным словом «интеграция». Готов ли ТЕВИС участвовать в подобного рода интеграции, а также об уникальных особенностях коммунального бизнеса Автозаводского района в интервью «Хронографу» поведал генеральный директор ОАО «ТЕВИС» Вячеслав ЛЫСЕНКОВСКИЙ.

- Вячеслав Николаевич, как вы расцениваете инициативу ОАО «ВоТГК» по переброске тепловой энергии с ТоТЭЦ в Автозаводский район? Каким образом это может повлиять на расстановку сил на рынке сбыта тепловой энергии этого района города?

- Высокие темпы строительства в Автозаводском районе привели к тому, что мощностей ТЭЦ ВАЗа стало недостаточно для осуществления дальнейшего развития города. Переброска тепловой энергии с недозагруженной ТоТЭЦ Центрального района позволит решить эту проблему. Но этим нужно заниматься еще и потому, что в итоге увеличится степень надежности теплоснабжения всего района. Сегодня, когда ТЭЦ ВАЗа является единственным источником теплоснабжения такого крупного района, как Автозаводский, его система обеспечения тепловой энергией стала несколько уязвимой в случае серьезной аварии. Поэтому мы относимся положительно к процессу переброски в Автозаводский район дополнительной тепловой энергии с ТоТЭЦ. ВоТГК планирует перебросить сюда мощность более 500 Гкал/час. Вот с этой точки зрения мы это дело приветствуем. Мы сотрудничали с ВоТГК в разработке технического задания. Надеюсь, что будем сотрудничать с ними и в реализации этого проекта, в той части, в какой это от нас будет зависеть.

- Но, судя по недавней презентации ОАО «ВоТГК» — проекта строительства новой тепломагистрали из Центрального района в Автозаводский, эта компания намеревается в этой части города начать заниматься сбытом тепловой энергии...

- Что касается проникновения ВоТГК на рынок Автозаводского района, то это уже имущественный вопрос и он зависит не от ТЕВИСа, а от его собственника. Владельцем ОАО «ТЕВИС» является ОАО «АВТОВАЗ». Поэтому диалог о перспективах передела рынка может идти не между ТЕВИСом и ВоТГК, а между ВоТГК и АВТОВАЗом. Сегодня АВТОВАЗ силами ОАО «ТЕВИС» обеспечивает эксплуатацию систем теплоснабжения в Автозаводском районе. Для этого, в принципе, он и создавал в свое время такую структуру, как ТЕВИС. Если АВТОВАЗ сочтет для себя нужным избавиться от этой собственности, то он примет соответствующее решение и реализует его. Но делать окончательные выводы руководство АВТОВАЗа будет, полагаем, в том числе и на основании показателей, свидетельствующих о степени эффективности работы ТЕВИСа.

- Как выглядят сейчас эти показатели?

- Сегодня в ОАО «ТЕВИС» производительность труда в три раза выше, чем в среднем по России, и в девять раз выше, чем в коммунальном комплексе страны. Если смотреть с точки зрения аварийности, то последняя авария на системах теплоснабжения была у нас зафиксирована десять лет тому назад. Не думаю, что в ВоТГК дело обстоит лучше. Насколько я знаю, в прошлом году у них случались аварийные ситуации на сетях. Поэтому нужно внимательно разбираться в том, о каком повышении эффективности идет речь, когда делаются предложения по интеграции.

- Что в вашем понимании может означать процесс интеграции, о котором все настойчивее говорят в ВоТГК?

- Мы понимаем это так же, как и вы. Это стремление ВоТГК подчинить себе сбытовые структуры, в том числе и в теплоснабжении, не только в Самарской области, но и за ее пределами.

Наверное, это нормальное стремление всякого монополиста — стать еще большим монополистом. То есть превратить монополию в супермонополию. Насколько это соответствует интересам городского сообщества Тольятти? Это другой вопрос, который требует предметного рассмотрения.

- Как вы считаете, так называемая интеграция, к которой стремится ВоТГК, — единственный ли это способ повышения эффективности управления тепловыми сетями?

- Я не согласен с аргументацией, что интеграция в нашей отрасли является единственным верным направлением для повышения эффективности управления тепловыми сетями. В России имеется немало отрицательного опыта подобного рода интеграционных процессов. Примером может служить теплосбытовой опыт ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС). Эта структура была создана в том числе с участием РАО «ЕЭС России». И она не везде себя зарекомендовала с хорошей стороны. Есть примеры, когда целые города задумываются над результатами деятельности этой структуры. В частности, Волгоград, Пермь. По масштабам своего бизнеса РКС в прошлом году была примерно в 2-3 раза больше ТЕВИСа. Это при том, что она работает более чем в 10 регионах страны и позиционируется как компания федерального масштаба.

Я считаю, что интеграция хороша, но до определенных пределов. Когда она слишком зашкаливает, начинаются проблемы с управлением. Не стоит забывать, что чем система более интегрирована, тем цепочка управленческих связей внутри нее длиннее. Это не всегда хорошо. Поэтому нужно смотреть с точки зрения рациональности. Что касается оптимизации, то работа ТЕВИСа в этом направлении кое для кого может послужить примером. Занимаясь поставкой тепла, горячего и холодного водоснабжения и отведением стоков, мы имеем общую систему диспетчеризации. Сейчас начинаем внедрение АСУ ТП, которая будет управлять всем нашим хозяйством в автоматическом режиме. Себестоимость всего комплекса наших коммунальных услуг, которые мы предоставляем населению Автозаводского района, на 25 р. ниже, чем в двух других районах. Здесь я имею в виду суммарные расходы по теплу, водоснабжению и водоотведению на одного человека в месяц. Как это ни странно, но именно этот факт должен вызывать вопросы о том, как этого удалось достичь. Ведь в силу ряда объективных причин тарифы в Автозаводском районе должны быть выше, чем в среднем по городу. Но никак не ниже. На деле все совсем наоборот. Это еще одно наглядное доказательство эффективной работы.

- Чем же таким примечателен Автозаводский район? Что это за объективные причины, которые должны были существенно отразиться на величине тарифов, но не отразились?

- Автозаводский район во многом уникален. Одной из его характерных особенностей является повышенная средняя этажность. Средняя этажность Центрального района составляет 4 этажа, Автозаводского — 10 этажей. Высота четырех этажей — это 12 м, десяти этажей — 30 м. Получается, что в Автозаводском районе нам необходимо поднимать теплоноситель в два раза. В час это примерно 40 тыс. т теплоносителя. Поэтому здесь есть то, чего нет ни на одной из территорий области. У нас стоят крупные насосные станции ПНС-1, 2, 3. Они прокачивают теплоноситель как в сторону абонента, так и от абонента обратно на источник, так как в условиях Автозаводского района тех параметров по давлению, которые вырабатывает ТЭЦ ВАЗа, недостаточно. И вот эти 40 тыс. т в час мы вынуждены поднимать на 30-метровую высоту. А потом опять перекачать все обратно на ТЭЦ ВАЗа. Тут только одной дополнительной электроэнергии на работу этих промежуточных насосных станций на 45-50 млн. р. в год.

Водоснабжение в Автозаводском районе тоже более затратное. Водозабор осуществляется (в отличие от двух других районов) с Волги, а не из подземных скважин. Поэтому мероприятия по очистке воды требуют дополнительных затрат, но, несмотря на это, нам удается удерживать цену на воду примерно на том же уровне, как и в других районах Тольятти. В Автозаводском районе две системы канализации (фекальная и дождевая), что, казалось бы, должно привести к удвоению тарифа на водоотведение. Несмотря на это, наши тарифы в основном ниже, чем в среднем по городу. Все это тоже из раздела эффективности.

- Коммунальная отрасль является заложником политических спекуляций. В свое время у городских властей был мотив для объединения муниципальных коммунальных предприятий. Сейчас вдруг начался опять процесс деления. И тоже все делается вроде бы во благо населения. В этом плане можно сказать, что вы находитесь в более выгодном положении, оставаясь вне власти реформаторов...

- Нам повезло, что наша компания является собственностью АВТОВАЗа. За все время, что я здесь работаю, а это 32 года, никогда не принимались какие-либо скоропалительные и непродуманные решения. Я считаю, что вазовский уровень управления более жесткий и четкий, чем муниципальный. АВТОВАЗ держит нас в тонусе, постоянно выдвигая определенные требования к оперативности и качеству нашей работы. В том числе и экономические. Мы как бизнес должны иметь положительную рентабельность и приносить прибыль. При этом должны обеспечивать надежность коммунальных услуг населению. Руководство АВТОВАЗа всегда считало, что оно должно контролировать процессы, обеспечивающие жизнедеятельность Автозаводского района, для того чтобы персонал завода был освобожден от тех коммунальных проблем, которые могли бы возникнуть, если бы коммунальные услуги оказывались бы по другим вариантам.

- Вопрос более высокого тарифа на горячее водоснабжение для Автозаводского района поднимался уже не один раз. Какие варианты решения этой проблемы существуют?

- Открытая система теплоснабжения, которая используется в Автозаводском районе, отличается тем, что часть теплоносителя выводится из системы теплоисточника и направляется на нужды горячего водоснабжения. Вода, выполняющая функции теплоносителя, дороже простой водопроводной, так как она проходит специальную химическую очистку. Каждые сутки система Автозаводского района потребляет примерно 70 тыс. куб. м химически очищенной воды. Это серьезные дополнительные затраты. Но для потребителей Автозаводского района они могли бы быть ниже, если бы тариф на химочищенную воду рассчитывался исходя из себестоимости закупаемой у ОАО «АВТОВАЗ» исходной воды. Сегодня он рассчитывается как средний по ВоТГК. Учитывая, что стоимость воды в Самаре (там тоже открытая система теплоснабжения) в несколько раз выше, чем в Тольятти, можно констатировать, что потребители Автозаводского района дотируют самарцев. Этот вопрос в течение нескольких лет пыталась решить мэрия г.о. Тольятти. Ситуация может существенно измениться, если будет принят федеральный закон «О теплоэнергетике» . Пока он находится в стадии законопроекта. В одном из его вариантов был пункт, указывающий, что расчет тарифа должен осуществляться не по генерирующей компании в целом, а по каждому источнику отдельно. Если данное положение примет законную силу, то для абонентов Автозаводского района это будет означать снижение тарифа на горячее водоснабжение примерно на 4 р. с нынешних 13 р. за кубометр воды. При этом никакого дорогостоящего перестраивания открытой системы теплоснабжения в закрытую не потребуется.

Кроме того, мы забываем о таком существенном рычаге, как энергосбережение. Сегодня население города потребляет почти 350 л воды в сутки на одного человека. В Западной Европе эта величина примерно вчетверо ниже! Нам уже давно пора по этому показателю двигаться в европейском направлении.