Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (697) | 11 февраля 2019г.
 

Чувствительная отрасль

Транспортное обеспечение является залогом социальной стабильности

Борис Кротов

4 февраля в сети интернет появилась петиция жителей мкрн «Жигулевское Море» к главе администрации г.о. Тольятти Сергею АНТАШЕВУ и руководителю департамента транспорта Павлу БАННОВУ. Суть в том, что жители просят пустить дополнительно муниципальные маршруты на базе МП «ТП АТП-3» в их микрорайон. Коммерческие перевозчики большого рвения обслуживать социальный заказ не выражают, и их работой в Жигулевском Море недовольны. Но и муниципальная доля перевозок оптимизирована так, что ни финансового, ни технического, ни кадрового резерва для запуска нового маршрута сейчас нет.

Тольяттинцы ждут автобусы

Авторы и подписанты петиции просят одного — вернуть удобный для них маршрут №132, сделав его муниципальным. «Маршрут социально значимый. Поэтому необходимо его возродить, но уже в качестве муниципального со всеми льготами и небольшими изменениями в схеме движения. За это высказывается множество жителей нашего микрорайона», — говорится в обращении тольяттинца Юрия Розумовского.

Примечательно, что вопросы о необходимости дополнительной работы в рамках именно муниципальных маршрутов люди поднимают с завидной периодичностью, причем это касается как автобусных, так и троллейбусных перевозок. Пожилым людям неудобно пользоваться маршрутками, как и молодым родителям с детскими колясками. Спикер тольяттинской думы Николай Остудин, к которому жители мкрн «Жигулевское Море» обратились в единый день приема граждан 12 декабря 2018г., предложил, исходя из возможностей, включить в бюджет 2019 г. средства на обеспечение работы муниципальных автобусов в черте Жигморя. «Делегат от жителей мкрн «Жигулевское Море», которая обратилась с этим вопросом, уже писала в департамент дорожного хозяйства, но получила ответ о нецелесообразности данной инициативы. Мы, конечно, уважаем позицию департамента, но решили направить свой запрос и посчитать, во сколько может обойтись данный вопрос», — сообщил председатель Думы г.о. Тольятти Николай Остудин на своей странице в Facebook.

Важным для горожан является и то, что некоторые виды транспортных услуг оказывались и оказываются исключительно силами муниципальных перевозчиков. Причем речь идет о таких чувствительных сферах, как перевозка льготных категорий граждан и обслуживание транспортных карт студентов и учащихся.

Самочувствие общества

Важность задач, которые стоят перед муниципальными перевозчиками, переоценить трудно.

Объем транспортной работы и востребованность муниципального сектора перевозок год от года растет. Только по МП «ТП АТП №3» запланированный на 2019 г. пассажиропоток составит более 26,2 млн пассажиров. Это больше факта 2017 г. на 3,7 млн, или на 16,4%. Ожидается, что в 2019 г. количество перевозок увеличится на 1,1 млн относительно ожидаемого по итогам 2018 г. показателя в 25,1 млн чел. При этом транспортное предприятие обязано сделать каждую поездку комфортной, предсказуемой для пассажира и безопасной. А это дополнительные затраты — на содержание персонала, проведение регулярных ремонтов и осмотров, эксплуатацию газового оборудования, меры антитеррористической защищенности. В качестве примера — в 2019 г. на приобретение систем видеонаблюдения (как требуют нормы антитеррористической безопасности) и цифровых тахографов для оснащения тольяттинских автобусов запланировано 27,8 млн р. Но с другой стороны, инвестиции в городской транспорт окупаются -как минимум социальной стабильностью. Ведь без муниципальных маршрутов, как выясняется, все обстоит еще хуже. И пример Жигулевского Моря в данном случае только один из многих.

При этом возможностей заниматься собственными инвестициями и развитием у предприятия нет. Более того, можно говорить о том, что ключевые потребности транспортников недофинансируются на протяжении многих лет. В 2019 г. МП «ТП АТП-3», конечно, планирует выход на безубыточность. Но по итогам 2018 г. убыток от деятельности составит 26,8 млн р. Субсидирование, направленное на покрытие расходов по убыточным маршрутам и перевозку льготников, в 2019 г. останется на уровне 2018 г. При этом МП «ТП АТП-3» ожидает повышение цен на ГСМ, НДС, что автоматически повлечет удорожание всех расходных статей.

Взять недостающие деньги напрямую с пассажира нельзя. Стоимость поездки жестко регулируется, а ее себестоимость уже давно жестко оптимизирована. С 2014 г. до настоящего момента себестоимость одной поездки снизилась более чем на 17%. В 2014 г. она составляла 36,8 р., а в 2017 г. — 30,4 р. Затраты и, соответственно, себестоимость снижались последовательно, но неуклонно. Пик оптимизаций расходов на перевозку одного пассажира пришелся на 2017 г.: именно к этому моменту предприятие подошло с сокращенным штатом и новым, более экономичным автопарком. При возросшем количестве транспортной работы себестоимость услуг в 2016-2017 гг. составила почти на 100 млн р. меньше, чем в предыдущие периоды.

Ради оптимизаций предприятие вынуждено было пойти на многое: начиная от оптимизации маршрутной сети и численности персонала до уменьшения корпоративных преференций, таких как доставка на работу сотрудников.

Дооптимизировались

Оптимизация расходов, которой МП г.о. Тольятти «ТП АТП-3» занималось последние несколько лет, теперь не оставляет возможностей для маневра — любое сокращение деятельности грозит социальной дестабилизацией, а уровень требований к организации пассажирских перевозок только возрастает. А сами пассажиры требуют развития именно муниципальных маршрутов — где есть льготы, обслуживание по транспортным картам и удобный для всех категорий пассажиров подвижной состав. При этом бюджетные субсидии предприятию, ведущему социальную деятельность, уменьшается год от года. И если в 2011 г. бюджет г.о. Тольятти планировал для МП «ТП АТП-3» субсидии на уровне 135,1 млн р., то сейчас, по прошествии 7 лет, речь идет о сумме в 93 млн p. (см. «Хронограф» №35 (645) от 07.11.17). Сейчас относительно новый подвижной состав позволяет поддерживать хрупкий баланс между бюджетным финансированием, платой граждан за перевозки и потребностями самого АТП-3. Но через несколько лет, когда новые автобусы выработают свой ресурс, этот баланс неизбежно нарушится — потребуются либо более дорогие ремонтные работы, либо обновление. Ни на то, ни на другое сейчас в бюджете предприятия денег нет.

Проблемы недофинансирования основных потребностей предприятия наиболее очевидны на примере кадровой ситуации. Среднесписочная численность персонала за 2017 г. составила 1339 чел. Она продолжает снижаться. Наконец, прогнозируемый факт 2018 г. -1295 чел., причем критически не хватает именно водителей. Молодые профессионалы высокого класса хотят за свою работу получать от 70 тыс. р в мес. и выше и поэтому уходят в коммерческие междугородние перевозки, в т.ч. грузовые. Муниципальное предприятие таких денег предложить не может. Пока кадровая проблема решается за счет добросовестного труда тех водителей, которые на предприятии работают уже много лет. По мере их выхода на пенсию заменить «старую гвардию» будет некем. Поэтому средства на повышение зарплат нужно выискивать уже сейчас.

Недофинансирование ключевых потребностей предприятия пока не так бросается в глаза за счет жесткого и рационального отношения к бюджету перевозчика. Но в режиме жесткой экономии и без развития поддерживать функционирование можно только несколько лет. Потом проблемы транспортного обслуживания города с населением более 700 тыс. чел. могут вырасти как снежный ком.