Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (700) | 4 марта 2019г.
 

Министерский фильтр

В Тольятти может появиться новая ЕТО в лице «СамРЭК-Эксплуатация»

Сейдамет Абреков

6 февраля 2019 г. правительство Самарской обл. внесло изменения в собственное постановление №443 от 21 июля 2015 г. «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О концессионных соглашениях» на территории Самарской обл.». В изменениях прямо не говорится о том, что они затронут интересы ПАО «Т Плюс» в г.о. Тольятти, но это четко следует из содержания вышеназванного постановления. По смыслу изменений, теперь органы местного самоуправления, желающие передать на концессию объекты теплоснабжения, должны согласовывать свои действия с правительством Самарской обл. в лице профильных министерств. Т.е. преодолеть некий министерский фильтр.

Комсомольский задор

Постановлением №55 от 6 февраля 2019 г. утвержден новый порядок взаимодействия органов исполнительной власти Самарской обл. и региональных органов местного самоуправления при подготовке, заключении, изменении концессионных соглашений. Причем речь идет не о всех, а именно об объектах теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также отдельных объектах таких систем. Т.е. о муниципальном имуществе, задействованном в снабжении жителей коммунальными услугами. «Разработанные органом местного самоуправления в Самарской обл. проект концессионного соглашения, проект решения о заключении концессионного соглашения, а также проект конкурсной документации о заключении концессионного соглашения подлежат согласованию с министерством энергетики и ЖКХ Самарской обл., департаментом ценового и тарифного регулирования и министерством управления финансами Самарской обл.

Министерство экономического развития и инвестиций Самарской обл. осуществляет координацию взаимодействия органов исполнительной власти Самарской обл. и органов местного самоуправления в Самарской обл. при рассмотрении и согласовании проекта, при заключении и изменении концессионного соглашения», — говорится в постановлении правительства Самарской обл., подготовленном первым вице-губернатором — председателем правительства Самарской обл. Александром Нефедовым. Если сопоставить время проведения подобных масштабных изменений с тем, что происходит в сфере теплоснабжения г.о. Тольятти, то можно понять, что и кто стали причиной происходящего.

В конце 2018 г. ПАО «Т Плюс» озвучило желание отказаться от исполнения функции Единой теплоснабжающей организации (ЕТО) Комсомольского р-на г.о. Тольятти. Внешне это было похоже на прием из разряда деликатного шантажа. Компания столкнулась с активным сопротивлением в Тольятти в отношении ее видения тарифной политики на ближайшую перспективу (см. «Хронограф» №2 (695) от 28.01.19). Пока до 31 июля 2019г. эта компания продолжает исполнять свои обязанности. Но уже 1 августа, по логике, на территории Комсомольского р-на должна появиться новая ЕТО. При этом объекты теплоснабжения — котельные, ЦТП, сетевое хозяйство -являются муниципальной собственностью г.о. Тольятти. «Т Плюс» их использует по договорам аренды. Компания, которая будет заниматься теплоснабжением этого района, должна иметь права на данные объекты. Причем речь в данном случае идет о необходимости заключить концессионное соглашение.

Вполне логично, что в ПАО «Т Плюс» надеялись, что именно их компания станет концессионером и, по сути, продолжит заниматься теплоснабжением Комсомольского р-на. Кроме того, стоит напомнить, что ПАО «Т Плюс» планировало построить новый тепловывод с Тольяттинской ТЭЦ (ТоТЭЦ, Центральный р-н) в Комсомольский р-н. Тем самым ПАО «Т Плюс» себе в пользу дополнительно бы загрузило мощности ТоТЭЦ за счет потребителей Комсомольского р-на. Муниципальные котельные в этом случае были бы пущены на металлолом. Дополнительно топ-менеджмент филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» получил бы возможность освоить почти 1 млрд р. под видом т.к. инвестиционного проекта по переброске мощности с ТоТЭЦ в Комсомольский р-н.

Это строительство теплотрассы около 6 км через лес (см. «Хронограф» №41 (693) от 24.12.18). Его можно было бы расценить не более чем попытку топ-менеджмента филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» успеть освоить как можно больше денег компании под видом капитального строительства, пока новый собственник ПАО «Т Плюс» в лице ООО «Газпромэнергохолдинг» (Группа «Газпром») не добрался до них (см. «Хронограф» №29 (681) от 1.10.18). По всему видно, что руководство филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» видит в Комсомольском р-не Тольятти много перспектив для себя.

Универсальный СамРЭК

Судя по всему, в правительстве Самарской обл. на весь этот процесс смотрят не так однобоко. По крайней мере, как можно судить из текста правительственного постановления, изменившего многое в порядке проведение тендерных процедур и заключения концессионного соглашения, правительство региона намерено принимать прямое участие в процессе передачи муниципального имущества на концессию. Это говорит о том, что органам местного самоуправления теперь не удастся просто так отдать объекты теплоснабжения на сторону.

В отношении Тольятти, как уже было отмечено, точнее Комсомольского р-на города, речь идет об интересах ПАО «Т Плюс». Также нельзя исключать, что подобное развитие событий касается и Центрального р-на г.о. Тольятти, где ПАО «Т Плюс» также является арендатором муниципального имущественного комплекса, используемого для теплоснабжения (теплосети и ЦТП). Нельзя исключать и того, что в данном случае будут объявлены конкурсные процедуры с целью выбрать концессионера. Тем более что механизм правительственного контроля процесса уже создан.

Важным обстоятельством всего происходящего также является то, что правительство Самарской обл. контролирует крупную компанию, занятую в сфере теплоснабжения. Именно эта компания вполне может стать концессионером как в Комсомольском, так и Центральном р-нах г.о. Тольятти. Речь идет об ООО «СамРЭК-Эксплуатация». Единственным учредителем данной организации является АО «СамРЭК», которое в свою очередь практически на 100% подконтрольно правительству Самарской обл.

ООО «СамРЭК-Эксплуатация» занимается эксплуатацией объектов теплоснабжения в 17 муниципальных районах Самарской обл., включая соседний с Тольятти Ставропольский р-н, а также присутствует, например, в Самаре и Жигулевске. «На сегодняшний день «СамРЭК-Эксплуатация» эксплуатирует 212 объектов теплоснабжения», — говорится по этому поводу на интернет-сайте данной организации.

Вновь выпадающие

В случае вхождения ООО «СамРЭК-Эксплуатация» в Комсомольский р-н Тольятти правительству Самарской обл. будет сподручно решать проблему т.н. «выпадающих доходов». Они образуются у любой теплоснабжающей компании, которая ведет свою деятельность в Комсомольском р-не Тольятти. Размер этой суммы может достигать 300 млн р. в год. Дело в том, что тариф для населения Комсомольского р-на ниже, чем тариф организации, которая использует для производства тепла расположенные здесь котельные. И эта межтарифная разница должна быть погашена из какого-либо источника. На сегодня этот источник — средства населения, т.к. для ПАО «Т Плюс» котловым методом был сформирован единый тариф для Комсомольского и Центрального р-нов Тольятти. По сути, жители Центрального р-на платят больше, чем на самом деле мог быть их тариф на тепло, дотируя тем самым жителей Комсомольского р-на, которые платят меньше себестоимости тарифа. После того, как ПАО «Т Плюс» сложит с себя полномочия ЕТО Комсомольского р-на и этот статус получит, например, «СамРЭК-Эксплуатация» или иная организация,

соответственно, вновь будет образовываться межтарифная разница и, соответственно, недополученные доходы ресурсоснабжающей организации, или, другими словами, «выпадающие доходы».

Показательно, что в вышеназванном постановлении правительства Самарской обл. также уделено внимание данной проблематике: «Министерство в течение 3 рабочих дней со дня регистрации письма направляет проект для рассмотрения и согласования в рамках компетенции: в департамент ценового и тарифного регулирования Самарской обл. в части согласования установления тарифов в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования деятельности концессионера и методом регулирования тарифов, устанавливаемых концессионным соглашением, возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера, подлежащих возмещения за счет средств областного бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами РФ». Как видно, в правительстве Самарской обл. подготовились к компенсации межтарифной разницы или, говоря другим языком, выпадающих доходов. Понятно, что производить эти выплаты в пользу «Сам-РЭК-Эксплуатации» удобнее, нежели в пользу какой-то иной, неподконтрольной организации.

Совершенно очевидно, что после того, как ПАО «Т Плюс» по факту перестанет исполнять обязанности ЕТО для Комсомольского р-на, тариф для этой компании, применяемый в Центральном р-не, должен быть снижен. По той причине, что, как уже было отмечено, сегодняшний тариф включает в себя компенсацию выпадающих доходов, образующихся при теплоснабжении Комсомольского р-на. Если ПАО «Т Плюс» прекратит свою деятельность в этом районе, исчезнет и причина образования выпадающих доходов. Соответственно, тариф ПАО «Т Плюс» для Центрального р-на, при формировании которого учитывались выпадающие доходы в размере около 300 млн р., должен быть сформирован без учета данной суммы. Понимая, что перспективы в Тольятти становятся все менее оптимистичными, ПАО «Т Плюс» отменило тендер ценой около 150 млн р. на покупку труб. Эти трубы планировалось использовать для строительства тепловывода с ТоТЭЦ в Комсомольский р-н.

Все идет к тому, что статус ЕТО получит какая-то иная компания, которой предстоит эксплуатировать муниципальные котельные и получать из бюджета Самарской обл. компенсацию выпадающих доходов. В свою очередь для руководства филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» настало время активно включаться в защиту интересов своей компании. Правда, если, конечно, они все еще видят свое будущее в рамках ПАО «Т Плюс» после его перехода под контроль Группы «Газпром».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей СТРЕЛЬНИКОВ, заместитель министра энергетики и ЖКХ Самарской обл.

- Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, регламентируются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Субъект РФ, участвующий в концессионном соглашении, в соответствии с п. 4 ст. 40 Закона № 115-ФЗ несет следующие обязанности по концессионному соглашению: установление тарифов... утверждение инвестиционных программ концессионера... возмещение недополученных доходов... Вид, условия и критерии конкурса на право заключения концессионного соглашения устанавливаются в соответствии с решением концедента о заключении концессионного соглашения, принимаемого в соответствии с Законом № 115-ФЗ. Исполнение действующего законодательства исключает лоббирование интересов какой-либо организации.