Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (706) | 15 апреля 2019г.
 

Им недодали

Молодые семьи Тольятти осваивают инструменты политической борьбы

Егор Кошеров

12 апреля молодые семьи Тольятти через свой Twitter-аккаунт в очередной раз заявили о том, что рассчитывают на получение 1000 сертификатов в рамках ФЦП «Жилище». Эта просьба-требование звучит уже несколько месяцев одновременно с намеками на возможность организации акций протеста. Логика получателей сертификатов очень простая: пусть будут свернуты все расходы, пока мы не получим все причитающееся нам по ФЦП. Особых условий для себя требуют в целом благополучные семейные трудоспособные люди молодого возраста без травмирующих страниц в биографии.

Политизация процесса борьбы за жилищные сертификаты становится все более явной буквально на глазах. «Нам нужно устроить голодовку, митинг и пикеты как Сургут с Нефтеюганском — чтобы выделили из федбюджета нам на сертификаты фцп Жилище!!??» (орфография и пунктуация оригинальная. – Прим. авт.). «Мы не вытянем ипотеки, мы рассчитывали на сертификат!» — прямо заявляют участники очереди через свой аккаунт в Twitter. Хотя, к примеру, по данным 2017 г., ипотечные кредиты платили 4,5 млн россиян и в целом как-то справлялись с этой нагрузкой. Но для молодых семей Тольятти и их политических сторонников это, конечно, не аргумент.

В упрек властям ставят и то, что федеральные органы власти финансируют общественные проекты, никак не связанные с улучшением благосостояния молодых семей. К примеру, под огонь критики тольяттинских очередников попал проект, связанный со строительством бассейна в Центральном р-не г. Тольятти стоимостью более 200 млн р. Логика претензий проста: на бассейн деньги нашлись, а на молодые семьи — нет.

Здесь следует добавить несколько цифр, чтобы оценить объемы финансовых притязаний группы недовольных. Стоимость сертификата на одну молодую семью складывается из следующих пропорций: 50% денег дает область, 23% — федеральный бюджет, 27% составляют городские финансы. Изначально при формировании бюджета г.о. Тольятти было заложено муниципальное финансирование в размере 30 млн р. на 96 сертификатов. Теоретически город может заложить на финансирование этой расходной статьи сколько угодно денег, но вот гарантировать аналогичную щедрость из вышестоящих бюджетов муниципалам крайне проблематично.

Попытки завести большее количество федеральных и областных средств предпринимаются, но и они должны преодолеть барьер из вопроса «какие расходные статьи нужно секвестировать ради молодых семей Тольятти и почему?».

Не следует забывать и того, что помимо молодых семей в Тольятти есть и те категории получателей жилья, чье право на льготу подтверждено законом либо решением суда. К таковым относятся сироты или участники боевых действий, иными словами, те, чей жизненный путь имеет особые, зачастую травмирующие обстоятельства. Получатели помощи в рамках ФЦП в данном случае находятся в менее привилегированном положении. Но очередники Тольятти считают, что каким-то образом можно закрепить обязательство местных и региональных властей выделять им по 1000 жилищных сертификатов в год. По сути, молодые, здоровые и семейные люди без травмирующих страниц в биографии требуют приравнять себя к сиротам или ветеранам.

Согласно даже самым грубым подсчетам, запрошенная планка в 1000 сертификатов для молодых семей в год означает 300 млн р. прямых расходов муниципального бюджета в год. Для того, чтобы понять, что такое 300 млн р. в год не в абстрактных цифрах, можно обратиться к стоимости спортивных объектов и объектов соцкультбыта, возведенных в Тольятти в последнее время. К примеру, запрашиваемые 300 млн р. — это стоимость 3 ФОКов, сопоставимых с ФОК «Союз». Или почти 4 сквера в год, подобных Итальянскому: его благоустройство оценивается в 70 млн р. Благоустройство набережной Комсомольского р-на оценивается в 100 млн р. Ориентировочная стоимость реконструкции парка Центрального р-на — 100 млн р. Таким образом, те 300 млн р. из городского бюджета, на которые инициативная группа молодых семей рассчитывает в течение следующих 6 лет, означает то, что будут не построены и не реконструированы десятки социальных объектов, не созданы общественные территории. Понятно, что группе молодых семей личная персональная выгода важнее, чем развитие неких общественных пространств. Но согласятся ли с ними все остальные горожане? Что-то подсказывает, что нет. А противников идеи 6 лет перенаправлять все городские ресурсы, к примеру, с программ благоустройства на частные потребности молодых семей, в городе тоже найдется предостаточно.

В качестве справочной информации можно отметить, что на обеспечение всех очередников Тольятти жильем город сейчас должен единовременно выделить около 1,2 млрд р. Средства колоссальные: сумма превышает пятую часть собственных доходов бюджета Тольятти, причем речь идет исключительно о муниципальной доле софинансирования. В общей сложности цена вопроса только для молодых семей Тольятти составляет порядка 4,5 млрд р.

Если говорить о статистике в целом, то за последние десять лет субсидии на приобретение жилья в Тольятти получили 5155 молодых семей — это самый большой показатель по стране среди городов, не являющихся столицами субъектов. В лучшие годы сертификаты выдавались сотнями и даже тысячами: в 2013 г. — 1136, в 2015 г. — 723. Но пропорционально тому, как сокращалась доля государственного участия в реализации федеральной программы (с 62% в 2009 г. до 23% в 2019 г.), снижалось и количество предоставляемых молодым семьям выплат. В 2018 г., например, сертификаты получили 124 семьи, в 2019 г. средств городского бюджета в размере 30 млн р. хватит на 96 сертификатов. Объем собственных доходов Тольятти снижается. К примеру, на момент формирования бюджета 2019 г. этот показатель составлял на 100 млн р. меньше, чем в 2013 г. Иными словами, внутренних ресурсов, достаточных для удовлетворения всех потребностей, становится все меньше и меньше.

Закономерный процесс секвестрования расходных статей при падающих доходах всегда осуществляется по принципу «кто более нуждается». Очевидно, что при распределении бюджетного пирога непопулярные решения (вроде сокращения каких-то статей) подробно в публичном пространстве не обсуждаются. Но логику таких решений отследить можно: очевидно, что общественные интересы всегда будут учитываться в большей степени, чем интересы отдельных семейных пар среднего возраста с двумя работающими супругами.