Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (853) | 26 сентября 2022г.
 

Таманский порт

Может облегчить мазепинцам вывод средств с «Тольяттиазота»

ИА «Центр-Инфо»

19 сентября 2022 г. ПАО «Тольяттиазот» (ТОАЗ), контролируемое Группой «Уралхим» Дмитрия МАЗЕПИНА (на фото), сделало заявление об успешном прохождении общественных слушаний по проекту строительства перевалочного комплекса в порту Тамань. Причины потери доступа к порту Одессы сегодня ни у кого не вызывают вопросов. Тем не менее даже при самых реалистичных сценариях будущий порт в Тамани вряд ли составит достойную альтернативу, если начать доставлять туда аммиак по железной дороге. В сегодняшних условиях более реалистично выглядит сценарий использования стройплощадки в Тамани для организации вывода средств АО «Корпорация «ТОАЗ».

Исторический долгострой

Строительство терминала по перевалке аммиака и карбамида в морском порту Тамань в Темрюкском р-не Краснодарского края стартовало в 2003 г. Хотя первые препоны в реализации стратегического проекта появились задолго до начала строительных работ. Около трех лет понадобилось для решения вопросов выделения земельных участков под строительство порта. Кураторы проекта жаловались на длительное рассмотрение проектной документации (см. «Хронограф» №20 (139) от 13.06.06).

Через непродолжительное время после начала строительства проект забуксовал. У администрации Краснодарского края было свое видение относительно возводимого пункта. Посредством арбитражного суда краевые чиновники добились вынесения решения о передаче части инфраструктурных объектов в собственность субъекта РФ. К 2017 г. ТОАЗу удалось отстоять свои интересы в кассационной инстанции, появились планы по завершению строительства объекта (см. «Хронограф» №27 (637) от 11.09.17).

27 ноября 2021 г. по итогам внеочередного собрания акционеров ПАО «ТОАЗ» на предприятии сменилось руководство и контролирующие его лица. Генеральным директором ПАО «ТОАЗ» был трудоустроен ставленник мазепинского «Уралхима» Анатолий Шаблинский. В совет директоров ПАО «ТОАЗ» вошли представители АО «ОХК «Уралхим» Дмитрий Татьянин, Андрей Ермизин, Сергей Момцемлидзе, Михаил Лопатин, Артур Карамашев (см. «Хронограф» №40 (821) от 6.12.21).

Аффилированное «Уралхиму» АО «Химактивинвест» начало беспрепятственно поглощать компании корпорации ТОАЗ, в т.ч. само ПАО «ТОАЗ» (см. «Хронограф» №28 (852) от 19.09.22). Однако внешние обстоятельства основательно спутали планы новых бенефицаров ТОАЗа, к которым можно причислить не только Дмитрия Мазепина, но и генерального директора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова (см. «Хронограф» №5 (829) от 14.02.22).

С началом СВО ПАО «ТОАЗ» было вынуждено остановить работы большей части агрегатов аммиака. Власти Украины закрыли для ПАО «ТОАЗ» доступ в порт Одесса, откуда шла отгрузка основного объема выработанного аммиака. Обслуживающее аммиакопровод ПАО «Трансаммиак» было вынуждено распустить обслуживающий персонал.

ПАО «ТОАЗ» прекратило раскрывать отчетность, хотя можно прогнозировать, что финансовые показатели предприятия резко пошли вниз.

Один из определяющих факторов подобного развития событий — введение западными странами санкционных мер, препятствующих доставке российских минеральных удобрений на рынки ЕС и других стран. Таким образом, инвестиции в проект достройки таманского терминала утратили смысл. По крайней мере, в краткосрочной перспективе.

Позднее содержание санкционных требований были скорректированы, каналы поставок удобрений были разблокированы. Однако сохранились ограничения по вхождению российских судов в европейские порты. Таким образом, зарубежных покупателей из недружественных стран лишили возможности принимать продукцию российских производителей. Т.е. фактически ситуация не изменилась, российские удобрения остались не удел.

Инвестиции в Краснодарский край

ТОАЗ сообщает о продолжении строительства порта в Тамани. Как видно из пресс-релиза, стейкхолдеры корпорации решили вопросы с краевыми чиновниками. «В августе 2022 г. состоялось торжественное подписание инвестиционного соглашения о строительстве в Краснодарском крае новой школы и детского сада. Цели соглашения — участие компании ПАО «ТОАЗ» в устойчивом развитии Краснодарского края, лидером по инвестиционной привлекательности и темпам экономического роста», — заверили представители ТОАЗа.

Другими словами, помимо миллиардных инвестиций в собственный проект на ТОАЗе готовы вложиться в строительство краевой социальной инфраструктуры. Сумма не озвучена, тем не менее надо полагать, что речь может идти о миллиардных траншах. Наверное, главный вопрос в том, кто будет осваивать выделенные средства. Денег может хватить и местным управленцам, и делегатам от ТОАЗа.

Согласованность действий отчасти подтверждается сообщением от 19 сентября 2022 г.: «Проект «Строительство перевалочного комплекса аммиака и минеральных удобрений мощностью 5 млн т в год в морском порту Тамань», включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), прошел общественные слушания». В общественных слушаниях, состоявшихся 15 сентября 2022 г. в форме видеоконференции, приняли участие более 100 человек. Среди них были депутаты совета м. о. Темрюкский р-н, представители департамента строительства и ЖКХ г. о. Темрюк, представители проектной организации (разработчика ОВОС) ООО «КСЭП Геоэкология Консалтинг», представители Института химии и инженерной экологии, общественных и экологических организаций, СМИ, а также жители Темрюкского р-на.

«Все предложения, поступившие в ходе проведения общественных обсуждений, учтены в материалах ОВОС и проектной документации.

По итогам общественных слушаний документация проекта будет доработана с учетом замечаний и комментариев и передана для прохождения государственной экологической экспертизы», — доложили об итогах мероприятия представители ТОАЗа.

Новый сценарий

Особое внимание необходимо уделить мощности перевалочного пункта — 5 млн т. В 2020 г. выработка аммиака ПАО «Тольяттиазот» превысила 3 млн т, было реализовано на экспорт более 2 млн т аммиака. Как следствие, можно предполагать, что нынешние владельцы ТОАЗа нацелены на полную переориентацию логистики. В то же время громкие заявления не коррелируют с объективными факторами.

К примеру, на ТОАЗе заявили: «Доставка жидкого аммиака на перевалочный комплекс предусматривается железнодорожным путем в цистернах грузоподъемностью до 43 т». По данным открытых источников, танкер-газовоз класса Q-Flex способен взять на борт от 210 тыс. до 216 тыс. куб. м продукта. Если использовать усредненные значения, то можно рассчитать, что танкер среднего класса вместит от 150 тыс. т аммиака. При расчете, что используемая для доставки продукции ТОАЗа железнодорожная цистерна по размеру равна одному условному вагону (около 14 м) и состав поезда не менее 80 цистерн, за 1 рейс можно будет доставить порядка 3,4 тыс. т аммиака. Для загрузки танкера понадобится почти 50 железнодорожных составов длиной более 1 км каждый.

Даже упрощенный расчет показывает, что сегодняшние заявления ТОАЗа о смещении логистики в пользу ж/д транспорта больше похожи на прожект, чем на реально перспективное направление на перенастройку под новые условия. Даже если Европа откроет свободный рынок сбыта для российских удобрений.

нельзя сбрасывать со счетов ситуацию на внутреннем рынке. Сейчас, после громких отчетов о рекордных урожаях 2022 г., все больше высказывается опасений по поводу доли прибыли аграриев. Безусловно, кто-то уже рассчитывает на получение сверхприбыли. Сельчане, обеспечивающие продовольственную безопасность и бюджетные поступления от экспорта зерна и прочей продукции, как это уже не раз происходило, могут остаться либо без прибыли, либо погрязнуть в долгах. При таком развитии событий падение сельхозпроизводства на внутреннем рынке в следующем году будет обеспечено. Это отразится на изменении спроса на удобрения.

В свете сказанного наиболее логичным в действиях бенефициаров ТОАЗа было бы организовать вывод средств с предприятия, поскольку горизонт событий сегодня ограничен нескольким месяцами. Предугадать перспективы 2023 г. практически невозможно, нужно брать сейчас. Обещание глобальной стройки и участие в соцпроектах — идеальные инструменты для размытия финансовых потоков. Рядовым работникам ТОАЗа придется смириться с новой политикой руководства. Перед бенефициарами химпредприятия, видимо, сейчас стоят задачи, далекие от возобновления производства на тольяттинской площадке.