Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (882) | 29 мая 2023г.
 

Спасение утопающего

«Трансмашхолдинг» получил заказ на ремонт ветхих вагонов самарского метро

Андрей Неретин

28 апреля МП г.о. Самара «Самарский метрополитен им. А.А. Росовского» заключило контракт с предприятием из Группы «Трансмашхолдинг» на капитально-восстановительный ремонт шести вагонов. Срок эксплуатации данных вагонов истек еще в прошлом году. Есть основания полагать, что директор МП «Самарский метрополитен» Сергей ШАМИН (на фото), как и руководители других метрополитенов страны, выполняет разнарядку о необходимости загрузить заказами мощности Трансмашхолдинга, который в существующих реалиях может остро нуждаться в поступлении денежных средств.

МП «Самарский метрополитен» и АО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» из г. Санкт-Петербурга (входит в Группу «Трансмашхолдинг») заключили контракт на капитально-восстановительный ремонт шести вагонов метрополитена с продлением срока службы. Капремонту подлежат вагоны 1987 г. выпуска, чей срок эксплуатации истек в прошлом году. По условиям техзадания, в результате модернизации срок службы вагонов должен быть продлен на 15 лет. Работы будут выполняться по месту нахождения исполнителя. Стоимость контракта составляет 309,9 млн р. Прежде чем приступить к освоению этих денег, предстоит сложная логистическая операция по транспортировке шести вагонов из Самары в Питер.

На официальном сайте МП «Самарский метрополитен» указано, что по состоянию на 2022 г. инвентарный парк вагонов составляет 50 ед. Впрочем, подвижной состав достаточно изношенный. В июне 2021 г. на официальном сайте администрации г.о. Самара размещалась информация следующего содержания:

«Сейчас в нем (в МП «Самарский метрополитен». Прим. ред.) 28 вагонов 1987 г. выпуска, 4 вагона — 1988 г., 12 вагонов — 1991 г. и 2 вагона — 1992 г.» (https://samadm.ru/media/ news/ 31258/). Однако в ежедневной перевозке пассажиров задействованы не все вагоны.

Известно, что самарский метрополитен обслуживается 11 составами. В каждом составе по 4 вагона. При этом одновременно на линии работают 6 поездов. Еще один поезд является резервным и стоит в депо на случай возникновения неисправности функционирующего поезда. Таким образом, ежесуточная потребность самарского метрополитена для обеспечения своей деятельности составляет порядка 30 вагонов. Скорее всего, данная потребность увеличится после ввода в эксплуатацию ст. «Театральная» и последующих. Тем не менее даже такой поверхностный подсчет позволяет сделать вывод о том, что директор МП «Самарский метрополитен» Сергей Шамин мог бы смело списать на металлолом за ненадобностью десяток наиболее ветхих вагонов. Возможно, целесообразнее заменить их новыми.

Однако руководство МП «Самарский метрополитен» идет другим путем.

С 2020 г. наиболее старые вагоны регулярно отправляются в Санкт-Петербург на капитальный ремонт, где им продлевают срок эксплуатации на 15 лет. За три года такую процедуру прошло уже 20 вагонов. Традиционно контракты заключались с АО «Метровагонмаш» из Группы «Трансмашхолдинг». На сей раз подрядчиком выступает другая «дочка» того же холдинга.

Судя по всему, Трансмашхолдинг сейчас более нацелен на ремонт старых вагонов, чем на производство новых. Производство новых вагонов осуществлялось в рамках сотрудничества с французской компанией «Alstom Transport» на платформе совместных предприятий. Французы брали на себя обязательство оказывать Трансмашхолдингу поддержку в модернизации входящих в его состав заводов и разработке нового поколения железнодорожной техники. В 2010 г. иностранный инвестор вошел в капитал российского холдинга, получив 20% акций. Однако 9 марта 2022 г. «Alstom Transport» заявил: «Группа будет соблюдать все применимые санкции и законы и приняла решение приостановить все поставки в Россию» (https:// www.alstom.com/press-releases- news/ 2022/ 3/ alstom- statement- ukraine).

Вполне возможно, что Трансмашхолдинг, чтобы выжить, теперь должен получать много контрактов именно на ремонт старых вагонов, т.к. с производством новых, скорее всего, могут возникнуть проблемы. По этой причине государственные и муниципальные предприятия в плановом порядке могут получать разнарядки на обеспечение холдинга заказами по ремонту подвижного состава. Поэтому приоритет МП «Самарский метрополитен» в обозримой перспективе понятен и сводится он не к закупке новых вагонов, а к ремонту ветхих.