Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (892) | 4 сентября 2023г.
 

Подножка губернатору

Триумф «мусорного рэкета» усилит недоверие к Азарову

ИА «Центр-Инфо»

7 сентября от судьи Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда (11ААС) Оксаны БУРТАСОВОЙ ожидают судьбоносного для всего предпринимательского сообщества Самарской обл. решения. Буртасова либо защитит бизнес от мусорного оброка, либо позволит региональному оператору ООО «ЭкоСтройРесурс» (ЭСР) получать двойную плату за вывоз одного и того же объема твердых коммунальных отходов (ТКО), причем зачастую только на бумаге. Во втором случае планирующего переизбраться губернатором Дмитрия АЗАРОВА (на фото) ждет едкое послевкусие. Ведь хотя ЭСР — коммерческая структура, контролирует ее работу министерство энергетики и ЖКХ. Потому свое негодование люди и предприниматели адресуют в первую очередь властям.

Незатухающие колебания

10 августа Оксана Буртасова второй раз отложила рассмотрение апелляционной жалобы ЭСР по делу №А55-39260/2022. По нему 5 мая т. г. Арбитражный суд Самарской обл. отказал ЭСР во взыскании с ООО «Самарский губернский рынок» (СГР) 270 тыс. р. по договорам №ТКО-42442 от 5 мая 2022 г. и №ТКО-42506 от 17 мая 2022 г. Мотив для отказа был стопроцентным: удаление ТКО с территории рынка уже регламентируется договором №ТКО-40956 от 27 декабря 2021 г., заключенным между ЭСР и СГР. В соответствии с условиями этого договора СГР оборудовал и оформил контейнерную площадку по адресу: г. Самара, ул. Агибалова, 19. Оттуда ЭСР обязан обеспечить вывоз отходов, образуемых в т. ч. составными частями торгового предприятия — земельными участками, где торгуют овощами.

Однако ЭСР, бенефициаром которого слывет известный спортсмен-гребец и депутат Александр Милев, давит на заключение отдельных договоров на вывоз ТКО с указанных участков. Даже несмотря на вывод суда первой инстанции, что «законом не установлена возможность начисления двойной оплаты за оказание одних и тех же услуг». Аналогичные выводы содержатся в решениях Арбитражного суда Самарской обл. №А55-39259/2022 и №А55-39262/2022 от 2 марта 2023 г. Во взыскании с СГР 231,2 тыс. р. и 30,4 тыс. р. по договорам №ТКО-42440 и №ТКО-42443 от 5 мая 2022 г. ЭСР было полностью отказано. «Неправомерно начислять плату сверх ранее заключенного договора», — подчеркнули судьи (см. «Хронограф» №21 (886) от 26.06.23).

Колебания Буртасовой вызвала позиция ее старослужащего коллеги Виктора Морозова, который прославился тем, что в июне т. г. отменил решения по делам №А55-39259/2022 и №А55-39262/2022, удовлетворив требования ЭСР. В версии Морозова, наличия любой дополнительной площади, пригодной для складирования мусора даже без установки контейнеров, вполне достаточно, чтобы требовать деньги за якобы оказанную услугу по вывозу, ведь «мусорит» не фактически образующее малый объем ТКО торговое предприятие, а занимаемые им обширные квадратные метры. Подобные «измышлизмы» влекут риски взыскания мусорного оброка минимум в двойном размере со всего предпринимательского сообщества региона.

Но больше Буртасову, почти готовую вынести решение по данным лекалам, насторожил широкий резонанс в публичной плоскости. Он поднялся перед первым заседанием по делу №А55-39260/2022 в 11ААС 18 июля.

Сомнения наблюдателей в искренности стремления Виктора Морозова обеспечить для ЭСР поток денег из воздуха вылились в намек на ангажированность судьи «неизвестным гребцам на байдарках и каноэ с коробкой из-под ксерокса» (https://t.me/ banditskayasamara/ 7608). Намек подхватил пытающийся добиться уголовного преследования руководителей ЭСР и их покровителей во власти депутат Государственной думы (ГД) РФ от КПРФ Михаил Матвеев (https://t.me/ matveevkomment/ 3903). В результате почуявшая социальное напряжение Буртасова отложила заседание до 10 августа. Вероятно, чтобы клиенты ЭСР (организации и граждане) успели переварить очередную несправедливость перед ее утверждением (см. «Хронограф» №25 (890) от 24.07.23).

Замысел переждать, если он был, не удался. 9 августа к борьбе с «мусорным рэкетом» подключился новый актор — депутат ГД РФ от партии «Новые люди» Владимир Плякин. «Тарифы и механизм взимания денег за вывоз мусора в Самаре однозначно нужно менять! — призвал Плякин в своем телеграм-канале, ссылаясь на ситуацию с СГР. — Взять, к примеру, индивидуальных предпринимателей, которые работают в своих квартирах, или ООО с уставным капиталом в 10 тыс. р. и одним директором, который только начинает свой бизнес. Какой они мусор образовывают? Пачки бумаги-то не получится, скорее всего. А за вывоз мусора требуют платить по нормативу и с квартиры, где живет человек, и с бизнеса, зарегистрированного в этой квартире! Что это, если не двойное «обилечивание» самых незащищенных?»

Критика от лица депутата, похоже, возымела действие. В тот же день из состава судейской коллегии по делу №А55-39260/2022 под председательством Буртасовой был выведен, видимо, излишне мотивированный «гребцами» Виктор Морозов. На следующий день смятение было заметно и в поведении самой Буртасовой. У нее якобы из-за опасения идти на сделку с совестью тряслись руки, и заседание пришлось отложить до 7 сентября.

Двойное дно

Описанный Плякиным парадокс нервирует жителей Самарской обл. с начала 2019 г. С того года ЭСР в качестве мусорного оператора принялся обкладывать данью квадратные метры жилых и коммерческих площадей в регионе. До определенного момента ЭСР действовал по стандартному алгоритму: на основании утвержденного кураторами во власти норматива накопления рассылал жителям и предприятиям квитанции за вывоз ТКО, исходя из метража имеющейся в их собственности недвижимости. Вывозил же регоператор только фактически образующееся количество, которое зачастую много меньше насчитанного по нормативу.

В течение 2021 г. ЭСР скупил почти всех независимых мусороперевозчиков, превратившись в монополиста (см. «Хронограф» №19 (800) от 31.05.21).

В т. ч. люди Милеева оформили на себя ООО «СВЕМ», с которым у СГР действует договор на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО). К этому классу относится большинство отходов, которые образует рынок, за исключением разве что офисной бумаги.

Но ЭСР наличие СВЕМа нисколько не смутило. Более того, стремясь завысить якобы образуемый СГР объем ТКО, регоператор приписал к площади собственного здания рынка территорию прилегающих к нему торговых и иных площадей, арендованных у муниципалитета. Чтобы увеличить размер «мусорящих» квадратных метров и, соответственно, начисляемую за это плату.

Вскоре ЭСР потребовал от СГР заплатить несуществующий долг за период, в котором возмездные услуги по вывозу торговому предприятию оказывал СВЕМ. Кстати, СВЕМ продолжает вывозить ТБО и сегодня, чего нельзя сказать об ЭСР. В приватных беседах представители регоператора неоднократно намекали абоненту, что их интересуют только платежи за квадратные метры, а не удаление мусора. СГР было рекомендовано самому позаботиться о том, куда девать реально образуемые объемы отходов. К примеру, передавать их СВЕМу. Что касается фиктивных объемов («воздуха»), то деньги за его «транспортировку» требуется перечислять на счет ЭСР.

Скепсис после выборов

Спор между СГР и ЭСР идет за чуть более 500 тыс. р., что в масштабах регоператора — копейки. Но надо понимать, что цель ЭСР в данном случае не деньги, а формирование судебной практики, которая позволит на порядок увеличить их приток. В первой инстанции токсичную идею делать по минимуму, а получать по максимуму реализовать не удалось. Виктор Морозов же сходу согласился с тем, что СГР должен платить вне зависимости от образования заявленного ЭСР количества ТКО (и, соответственно, их вывоза), а просто имея в своем распоряжении большую территорию. В качестве рантье здесь выступает регоператор.

Теперь развития этого абсурда адепты Милеева ждут от Оксаны Буртасовой. Если Буртасова сработает в пользу ЭСР, то ее решение вскоре ляжет в основу других несправедливых по отношению ко многим субъектам предпринимательской деятельности судебных актов.

Узаконивание «мусорного рэкета» грозит больно ударить по бизнесу в регионе, где инвестиционный климат и без того далек от идеала. Причем резкое неприятие избирателей вызовет не столько позиция Морозовой и Буртасовой, сколько затянувшееся молчание губернатора Дмитрия Азарова. Азаров высказался за расчет объема мусора по квадратным метрам, кажется, всего один раз — в начале своего губернаторского срока. Позже, видимо, осознав токсичность этой схемы, предпочитал не комментировать аферы с участием ЭСР.

Сегодня у Азарова на носу выборы, где он хочет воспроизвестись на новый срок. Недовольство электората растущими аппетитами ЭСР на переизбрание вряд ли повлияет: до голосования меньше недели. Но выборы — не конец истории, поскольку в течение второго срока губернатору все же придется как-то объяснять грабительскую политику регоператора людям. В отсутствие публичной реакции на «мусорный рэкет» добиться сплочения граждан вокруг стоящих перед регионом и страной масштабных задач будет весьма проблематично.