Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (902) | 13 ноября 2023г.
 

Промашка Птушкина

Бенефициар «Силк Вэя» не спешит с интеграцией в актуальную политическую повестку

Георгий Кизельгур

На прошлой неделе совладелец ООО «Силк Вэй» с ИНН 6312169878 Константин ПТУШКИН (на фото) созрел для публичного объявления о лидерстве его компании на рынке поставок грузовиков и спецтехники из Китая. От наблюдателей не укрылись признаки снобизма и позерства Птушкина, по отзывам партнеров возгордившегося рекордным ростом выручки «Силк Вэя» до 28,3 млрд р. И хотя Птушкина уже призвали к ответу за неуплату налогов в надлежащем размере, главного вывода для себя он, похоже, не сделал. Отсутствие системного сотрудничества с властями и игнорирование поддержки социальных проектов грозит «Силк Вэю» серьезными неприятностями.

Кармическое вознаграждение

По итогам 2022 г. «Силк Вэй» с директором и соучредителем (50% в капитале) Константином Птушкиным стал одним из лидеров среди предприятий Самарской обл. в части роста выручки. По сравнению с 2021 г. выручка «Силк Вэя», выступающего дистрибьютором китайского автоконцерна Sinotruk, выросла в 3,76 раза и составила 28,3 млрд р. Чистая прибыль «Силк Вэя» «прыгнула» более чем в 15 раз, достигнув 1,82 млрд р.

Приведенному феномену есть логичное объяснение. Обстоятельства таковы, что существовавшие до 2022 г. официальные каналы поставки в Россию новых грузовых автомобилей из т. н. недружественных стран в отчетном году закрылись. Капитализировать ситуацию смогли те, кто в числе первых, повинуясь федеральному тренду, совершил «поворот на Восток». В частности, преодолевая бюрократические препоны, сумел получить право стать официальным дилером в России грузовиков китайских марок.

Сегодня желающих торговать нарастающим потоком автомобилей из КНР значительно больше, чем могли бы позволить сложившиеся внутренние и внешние обстоятельства, несмотря на объявленный властями карт-бланш на торговлю. Соответственно, в краткосрочной перспективе конкуренция на этом емком рынке грозит обостриться до предела. Потеснить «наваривший» миллиарды «Силк Вэй» способны, к примеру, те, кто вырос одновременно с ним, но в других регионах. Это, прежде всего, также имеющие статус официальных дилеров марки Sinotruk ООО «Юань Дун» из г. Благовещенска (рост выручки по итогам 2022 г. — в 5 раз), ООО «БайкалАвтоТрак» из г. Улан-Удэ (рост выручки по итогам 2022 г. — на 138%), ООО «Синотрак Восток» из г. Владивостока (выручка за 8 мес. работы в 2022 г. — 4,55 млрд р.), ООО «Ремэкс» из г. Сургута (чистая прибыль за три последних года от 1 до 1,4 млрд р.) и пр. Данные агрессивно ведущие себя на рынке компании можно расценивать как потенциальных преемников «Силк Вэя» в Самарской обл.

Однако Константин Птушкин опасности, судя по всему, не ощущает. Более того, видимо словивший от свалившихся на компанию миллиардов звездную болезнь, предприниматель, похоже, считает это исключительно своей заслугой, а не следствием внешних факторов. Подтверждение данной версии подоспело 8 ноября, когда Птушкин в одной из газетных публикаций чуть ли не впервые вышел из тени, чтобы нескромно и даже с примесью позерства заявить о лидерстве «Силк Вэя». «Лидерство на рынке — это не вопрос быстроты реакции на обстоятельства, это свежий взгляд на вещи, упорство, сравнимое с упрямством, и практически кармическое вознаграждение за следование своему пути», — прихвастнул Птушкин своим неожиданным богатством (https://www.kommersant.ru/doc/6321700).

Какой-либо благодарности в адрес официальных российских властей, санкционировавших «поворот на Восток», или готовности к продуктивному сотрудничеству с ними Птушкин, увлекшись дифирамбами самому себе, почему-то не выразил.

Схемы и налоги

Реверанс в сторону государства Птушкин обязан был сделать, учитывая, что ему относительно безболезненно дали урегулировать возникшие к «Силк Вэю» налоговые претензии. По итогам 2021 г. выручка компании составила 7,526 млрд р., чистая прибыль — 115,7 млн р. При этом уплаченный налог на прибыль был равен 30,6 млн р., НДС — 187 млн р. Очевидно, это не шло в сравнение с отчислениями схожих по объему выручки организаций.

В УФНС России по Самарской обл. изучали возможность организации выездной проверки «Силк Вэя» на предмет выявления схем оптимизации налоговой нагрузки. В частности, признаков формирования т. н. «бумажного» НДС. Внимание инспекторов мог привлечь и размер удержанного с «Силк Вэя» НДФЛ. Ранее компания несколько раз была замечена в спорах о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное использование труда мигрантов.

В результате Птушкин поспешил скорректировать объем налоговых отчислений. Уплаченный в федеральный бюджет в течение 2022 г. НДС составил 2,662 млрд р., уплаченный налог на прибыль подрос до 125 млн р. Причем если выручка «Силк Вэя» по сравнению с 2021 г. выросла почти в 4 раза, а НДС — более чем в 14 раз, то вряд ли обошлось без доначислений данного налога, штрафа и пеней за предыдущий период. И наоборот, если чистая прибыль в 2022 г. оказалась в 15 раз выше, чем в 2021 г., то почему уплаченный налог на прибыль вырос всего в 4 раза? Вероятно, здесь замешана некая коррупционная составляющая.

Аполитичность наказуема

Впрочем, размер налоговых платежей сегодня не является гарантией безоблачного будущего. В начале октября т. г. один из федеральных источников сообщил о недовольстве Администрации президента РФ «холостым ходом» правительства РФ в работе с Китаем. «Китай предпочитает контактировать напрямую с крупными российскими регионами, с их центрами влияния и принятия решений. Но это происходит несистемно», — отметил источник, прогнозируя скорые выводы в данном направлении.

«Силк Вэй», 50% в уставном капитале которого принадлежат гражданину КНР Нань Бину, являет собой яркий пример контакта инвестора с одним из ключевых регионов в обход федерального правительства. Причем контакта несистемного. До сих пор ничего неизвестно и о попытках Птушкина наладить взаимодействие с правительством Самарской обл. по вопросам оказания консультационной поддержки «Силк Вэю» с целью подключения к реализации крупных инфраструктурных и социальных проектов. К примеру, в виде спонсорства в целях экономии бюджета одного из профессиональных спортивных клубов, как делает также активно ориентированный на сотрудничество с КНР АО КБ «Солидарность».

Или один из прямых конкурентов «Силк Вэя» ООО «БайкалАвтоТрак», с прошлого года выступающее генеральным партнером чемпионата Респ. Бурятия по мини-футболу.

Интеграция в политику и поддержка актуального политического курса в нынешних реалиях жизненно необходима для любого крупного бизнеса. Однако от Птушкина уже устали ждать активизации в обозначенных направлениях. Пока «Силк Вэй» проявляет себя только тем, что спорит с многочисленными контрагентами. К примеру, на 13 ноября т. г. в Арбитражном суде Красноярского края намечено предварительное судебное заседание по иску к «Силк Вэю» крупного торговца сельхозтехникой — ООО «Карьерные машины» (КМ). В рамках дела №А33-22918/2023 КМ просит взыскать с «Силк Вэя» возврат оплаты по договору от 31 августа 2022 г. в размере 555,8 тыс. китайских юаней, компенсацию транспортных расходов по договору от 5 сентября 2022 г. в размере 1,827 млн р., пени за нарушение условий данного договора в размере 170,2 тыс. юаней, пени за нарушение условий договора от 22 июля 2022 г. в размере 32 тыс. юаней, пени за нарушение условий договора от 31 августа 2022 г. в размере 66,4 тыс. юаней. Одновременно КМ требует обязать ответчика осуществить передачу оплаченного по договору от 2 ноября 2022 г. товара — тягача С7Н 6 х 4 — в соответствии с местом поставки, предусмотренным договором. Также КМ намерен взыскать с «Силк Вэя» неустойку, рассчитанную за период с 13 мая 2023 г. по дату исполнения решения суда, за просрочку оплаты поставленного товара и передачи не поставленного, но оплаченного товара.

14 ноября т. г. в Арбитражном суде Самарской обл. должно пройти судебное разбирательство по иску ООО «Грунтофф» к «Силк Вэю». В рамках дела с №А55-16422/2023 «Грунтофф» требует взыскать с компании Птушкина 18,2 млн р. в счет возмещения убытков, связанных с покупкой аналогичного товара у другого поставщика.

Репутационные проблемы, которыми грозят конфликты с якорными партнерами, не притормозили Птушкина в желании получить 27,88 млн р. с такой компании, как ООО «Сиарсиси Рус» с ИНН 7730212723. 24 октября «Силк Вэй» заявил этот иск в Арбитражный суд г. Москвы. Делу был присвоен №А40-242877/2023. Нюанс в том, что «Сиарсиси Рус» — не совсем обычный контрагент. Он выполняет функции заказчика-застройщика и генерального подрядчика при строительстве жилой и коммерческой недвижимости в столице России. 100% в капитале «Сиарсиси Рус» принадлежит АО «Китайская железнодорожная строительная корпорация» (КНР). С учетом оборотов «Сиарсиси Рус» (29,7 млрд р. за 2022 г.) и внушительного портфеля заказов можно понять, что деятельность застройщика согласована на самом высоком уровне и гарантированно встроена в политическую повестку. Попытка Птушкина внести дисбаланс в отлаженный регламент работы «Сиарсиси Рус» похожа на идею плюнуть в китайский колодец, откуда «Силк Вэю» пока еще позволено намывать золото.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.