Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (910) | 29 января 2024г.
 

Люди, техника и деньги

Уборку снега в Тольятти застопорил кадровый вопрос

Егор Кошеров

23 и 24 января на заседании профильной комиссии по городскому хозяйству, а потом и непосредственно на заседании думы г. о. Тольятти депутаты и приглашенные представители исполнительной власти обсуждали тему зимнего содержания автомобильных дорог в муниципалитете. Вопреки сложным погодным условиям, г. о. Тольятти пережил январский коллапс без ЧП и срыва подвоза продуктов в город или персонала на предприятия. Сейчас, помимо организации текущей уборки снега, муниципалитет решает вопросы предотвращения весеннего подтопления территорий Тольятти.

Январский шторм

Январские снегопады и темп устранения их последствий стали одной из наиболее обсуждаемых тем информационной повестки региона. Практически каждый день МЧС информировало жителей области о желтом или оранжевом уровне опасности, связанном либо с сильными морозами, либо с метелью и порывистым ветром. О метели, обильном снегопаде и дорожных заносах ведомство сообщало в своих ежедневных sms-рассылках в период с 10 по 20 января, а 16 января распространило экстренное сообщение о перекрытии дорог с просьбой воздержаться от использования личного транспорта. В связи с обильными снегопадами и метелью неоднократно перекрывались отдельные участки федеральной трассы М5, а также ряд региональных и межмуниципальных трасс. Вся имеющаяся техника и люди были выведены на расчистку дорог, но сложные погодные условия очень быстро сводили на нет прилагаемые дорожниками усилия.

По поручению правительства области на трассе М5 были оборудованы места временного размещения и доставка горячего питания. В отдельных случаях, таких как затор на трассе М5 в районе Жигулевской ГЭС, приходилось обращаться за содействием на федеральный уровень. Можно уверенно констатировать, что в первый месяц 2024 г. регион пережил один из самых серьезных сложных снежных штормов, которые довелось наблюдать за последние 5 лет.

Разумеется, это не могло не сказаться на комфорте автомобилистов в Тольятти. В социальных сетях пользователями было опубликовано множество критических постов, отражающих отношение к состоянию уборки дорог. Однако факт остается фактом: несмотря на очень тяжелые погодные условия серьезных ЧП в регионе и конкретно в г. о. Тольятти не произошло. «Мы ни разу не сорвали подвоз продуктов, доставку персонала на предприятия, но ситуация была, конечно, очень серьезной», — заявил глава г. о. Тольятти Николай Ренц, комментируя январский снежный шторм и меры, предпринятые в этой ситуации муниципалитетом.

Комфорта передвижения во время обильных метелей и снегопадов у автолюбителей, конечно, не наблюдалось. Город неоднократно вставал в пробках. Тем не менее статистика ДТП свидетельствует о том, что взрывного роста ДТП не произошло. С ноября по 24 января случилось 136 ДТП. За этот период ГИБДД выявила 46 недостатков благоустройства дорог, из них 13 (или 28% от общего) относятся к зимнему содержанию тротуаров, пешеходных переходов и проезжих частей. В ГИБДД считают некорректным сравнение дорожной ситуации в прошлом году и текущем периоде. Зима 2022-2023 гг. была поздняя. В текущем году дорожникам пришлось активно включаться в работу уже 21 ноября, после первых обильных снегопадов. Выпало максимальное количество снега, как минимум за последние 5 лет. Рост ДТП в ведомстве фиксируют, но в пределах 5-7%. Такие данные на заседании думы представил начальник отделения ОДД отдела ГИБДД У МВД России по г. Тольятти Руслан Абдулов.

За забором нет очереди

Качество и скорость уборки снега во многом зависят от того, сколько денег муниципалитет готов потратить на эту работу.

Сейчас работы по муниципальному контракту выполняет ООО «Автодоринжиниринг». Соглашение с муниципалитетом заключено 12 сентября 2023 г., сроки выполнения работ — до 30 сентября 2025 г. Они обойдутся казне Тольятти в 966,5 млн р. За период с ноября 2023 г. по март 2024 г. подрядчик сможет заработать 304,3 млн р., обслуживая и убирая 6,2 тыс. кв. м автомобильных дорог в Тольятти. При этом известно, что норматив финансовых затрат на содержание в расчете на 1 кв. м установлен еще в ценах IV кв. 2021 г., т.е. не учитывает инфляцию последних лет. Средств на вывоз снега в контракте не заложено совсем.

О том, что городу приходится отчаянно балансировать между желанием сэкономить средства на содержании дорог и при этом выполнить немалый объем работ, на заседании думы г. о. Тольятти говорил глава города Николай Ренц.: «Мы действительно (в контракте. – Прим. ред.) пишем нормативное состояние дорог, но реальных затрат на полный вывоз снега и стоимость зимнего и летнего содержания дорог он не отражает. У нас стоимость в четыре раза меньше, чем в Самаре. Честно сказать, я «Автодоринжинирингу» невероятно признателен, потому что мы долго их уговаривали, обсуждая параметры работы. Прибавили им несущественно — 14% от контрактов прошлого года. Нам в чем-то повезло, что они смогли переместить технику с других территорий, где у «Автодоринжиниринга» завершились контрактные обязательства». В своем выступлении глава поставил акцент на том, что увеличение затрат на содержание дорог может быть достигнуто за счет сокращения средств на другие расходы города.

Экономность, с которой подошли при составлении контракта, судя по всему, лишает чиновников маневра с применением штрафных санкций. «Штрафовать — это не цель. Нам нужно, чтобы подрядчик убирался. Департамент дорожного хозяйства и транспорта ежемесячно штрафует подрядчика на приличные суммы. Но мы не хотим заштрафовать его до того момента, чтобы он сказал: «Сами очищайте». Будем откровенны, у нас не стоит очередь из желающих очищать снег в городе», — прокомментировал ситуацию первый заместитель главы г. о. Тольятти Андрей Дроботов. Действительно, несмотря на публичность самой процедуры — конкурс — и цену контракта почти в 1 млрд р., в сентябре 2023 г. на предложенные муниципалитетом деньги заявился только один участник в лице ООО «Автодоринжиниринг». Равно как и в предыдущие годы.

Сейчас, по представленной департаментом дорожного хозяйства и транспорта Тольятти информации, у подрядных организаций с учетом договоров найма имеется 130 единиц техники, включая автобусы, экскаваторы, погрузчики, колесные тракторы, бульдозеры, снегоочистители, автогрейдеры и самосвалы. На дороги выходит до 90 единиц техники ежедневно. «Хочу напомнить, в прошлом году у нас от того же «Автодоринжиниринга» работало 44 единицы техники, в этом году — в два с лишним раза больше. И если бы у нас столько снега не выпало, возможно, мы эту тему с вами и вовсе бы не обсуждали», — напомнил глава Тольятти Николай Ренц.

В любом случае, даже имеющийся парк техники покрывает потребности Тольятти лишь на 70%. По приблизительным подсчетам, нужно еще 52 единицы, а значит, как минимум еще 52 единицы персонала. На зимний период подрядчик сумел привлечь только 20 чел. Водитель большегруза может сейчас рассчитывать на заработную плату от 200 до 300 тыс. р. в месяц, и соответственно, квалифицированные сотрудники снегоуборочной техники или комбинированных дорожных машин (КДМ) ищут для себя более привлекательные условия труда.

«Автодоринжиниринг» на заседании думы отчитался об уровне своих зарплат — 60-100 тыс. р. в месяц, т.е. в 3-5 раз меньше, чем по рынку труда для таких специальностей.

«Мы столкнулись с дефицитом механизаторов. Часть техники стоит на базе, поскольку некому сесть за руль. Я ежедневно смотрю, сколько машин работает в городе. Они все оборудованы датчиками «Глонасс». Спрашиваю у «Автодоринжиниринга»: почему техника простаивает? Мне отвечают, нет людей, кто бы мог поехать. Каждый человек работает 12 часов в смену. Отработал, ему нужно отдохнуть», — рассказал о ситуации с кадрами первый заместитель главы Андрей Дроботов. Кадровый дефицит порождает голод во всех отраслях. «Были дни, когда у нас 6 КДМ стояло — водители заболели. Надо понимать, что если мы на городские предприятия возим людей из ФСИН, из Средней Азии, каков дефицит рабочей силы сейчас», — резюмировал глава города.

Дальняя и наиболее желаемая перспектива — это, безусловно, формирование и наполнение собственной техникой и штатом городских предприятий, которые смогли бы взять на себя те объемы работ, с которыми не справляются привлеченные подрядчики. Но, как показывает практика, закупка одной лишь техники проблему не решит. Гораздо острее для любого работодателя сейчас стоит кадровый вопрос. Дорогостоящую технику и ответственную работу на загруженных городских магистралях кому попало не доверишь.

Борьба с половодьем

Обильные январские снегопады и метели поставили перед городом еще одну серьезную задачу  — предотвращение подтопления городских улиц и жилых кварталов. Денег на вывоз снега в текущем контракте не заложено, но искать дополнительные ресурсы Тольятти, похоже, придется. Равно как и новые площадки для складирования вывозимого из города снега — ведь старые уже заполнены.

Беспокойство вызывают участки, которые традиционно склонны к подтоплениям и где муниципалитету в прошлом году пришлось приложить немало усилий для ликвидации городского ЧП. «Помните, у нас в прошлом году ул. Баныкина подтопило, б-р 50 лет Октября, ул. Лесную. Мы серьезно прочистили озеро, сделали переливную систему, установили насосы. Сейчас оттуда начнем вывозить снег. Если не будет залпового таяния, как в прошлом году, то есть вероятность, что ситуация останется стабильной — не в первый раз в Тольятти идет снег. Если будет залповое таяние, то возникнет риск подтоплений. Будем это предотвращать», — рассказал о предстоящих задачах глава города Николай Ренц.

Кроме того, муниципалитет приступил к проработке вопроса о развитии системы городской ливневой канализации. В настоящий момент запланировано привлечь дополнительные инвестиции в строительство двух повысительных КНС — в районе детской многопрофильной больницы на ул. Лесной и на ул. Баныкина. Требуется два больших канализационных коллектора — вдоль б-ра 50 лет Октября на участке от ул. Лесной до ул. Ленина и на участке вдоль Баныкинского кладбища до ул. Механизаторов.

В настоящий момент инвестиционная программа АО «ПОКХ г. о. Тольятти» дополнена этими объектами, идет проектирование и проработка вопроса с вышестоящими исполнительными органами власти. «Давайте признаем: в Тольятти большая беда с ливневой канализацией, особенно в Центральном р-не. Ее просто не строили в необходимом объеме. Нам придется где-то затянуть пояса, потратить значительные средства, чтобы эту ситуацию начать решать», — обратился к депутатскому корпусу глава города Николай Ренц.