Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (913) | 19 февраля 2024г.
 

Уникальное оборудование для Приморья

Топливоприготовительное направление АО «ТЯЖМАШ» вышло на новые рубежи

Начало 2024 г. ознаменовалось важными событиями для топливоприготовительного направления АО «ТЯЖМАШ». Оно не только получило статус самостоятельной бизнес-единицы, но и вышло на новые рубежи в реализации нескольких крупных проектов. Так, на самую мощную тепловую электростанцию Дальнего Востока — Приморскую ГРЭС – отгружено уникальное оборудование.

Особенно яркой иллюстрацией плодотворной работы стали успешные испытания вагоноопрокидывателя ВРС-125. Такие машины применяются для механизированной разгрузки железнодорожного транспорта с насыпными и навалочными грузами – например, вагонов с каменным углем на объектах теплоэнергетики.

Договор с компанией «Сибирьэнергоремонт» на изготовление и поставку оборудования для нужд Сибирской генерирующей компании был заключен в конце 2022 г. Экземпляр, изготовленный сызранскими машиностроителями, должен заменить один из четырех «ветеранов» на Приморской ГРЭС – самой мощной тепловой электростанции Дальнего Востока.

- Заводские конструкторы начали заниматься подобной техникой еще в 80-е годы прошлого века, – рассказал исполнительный директор бизнес-единицы по топливоприготовительному оборудованию Максим Александрович Шевляков. – А сейчас мы разработали целый модельный ряд таких машин, в том числе в модульном и тандемном исполнении – такой вариант изделия позволит разгружать одновременно несколько вагонов. Производство вагоно-опрокидывателей – это перспективное и востребованное направление: на предприятиях постсоветского пространства больше ста таких машин, и многие из них уже отслужили свой срок.

Принцип работы техники несложен. Отцепленный от основного состава полувагон по рельсам подается в огромный «стакан» ротора и фиксируется в нем на роликоопорах.

Работоспособность и эффективность вагоноопрокидывателя подтверждены испытаниями и заказчиком.
Работоспособность и эффективность вагоноопрокидывателя подтверждены испытаниями и заказчиком.

Затем в течение полутора минут ротор вместе с вагоном поворачивается вбок на 175 градусов, уголь ссыпается в приемный бункер, и вся конструкция возвращается в исходное положение.

Заводчане изготовили вагоноопрокидыватель грузоподъемностью 125 т, длиной около 22 м и высотой порядка 9 м. Такие параметры обеспечивают разгрузку почти всех типоразмеров вагонов, включая тяжелые и модернизированные. По условиям проекта его вписали в существующую ячейку цеха топливоподачи с минимальными затратами на фундаментные операции.

- Прорабатывая контракт, мы постоянно взаимодействовали с заказчиком, – поделился заместитель главного конструктора по дробильно-размольному оборудованию Михаил Александрович Захарьев. – Для детального знакомства с объектом наши специалисты побывали в Лучегорске Приморского края, где расположена ГРЭС. Мы прибыли туда с уже наработанными вариантами решений и в итоге остановились на конструкции ВРС-125. Это самая распространенная модель вагоноопрокидывателя, но мы оснастили ее современным электрооборудованием и контрольно-измерительными приборами. Вообще, наш проект максимально автоматизирован и безопасен для всех процессов и персонала. Например, применены фотобарьеры, продвинутая система фиксации вагонов и токоподвод с гибкой кабельной цепью.

А еще используется современная система смазки, информационное табло и пульт управления с защитой от запыления угольной взвесью.

Кроме того, в местах въезда и выезда вагона будут установлены средства защиты с оптическими и ультразвуковыми датчиками.

В разработке проекта принимали участие не только заводчане из Сызрани, но и сотрудники удаленных подразделений АО «ТЯЖМАШ» — бюро перспективных разработок дробильно-размольного оборудования научно-технического комплекса в Санкт-Петербурге и конструкторского бюро общепромышленного оборудования в Орске.

- В классическую схему мы внесли собственные усовершенствования, – прокомментировал заместитель начальника бюро перспективных разработок по дробильно-размольному оборудованию Михаил Игоревич Калин. – Например, учли соединения полудисков в диски с минимизацией нагрузки от веса узлов и вагонов на фланцевые соединения. Такие конструктивные решения значительно сократят время монтажа оборудования на объекте.

Работоспособность и эффективность вагоноопрокидывателя уже подтверждены контрольной сборкой и обширным циклом испытаний. Они включали прокрутку ротора с имитацией нагрузки в виде пустого полувагона – для этого на эстакаде цеха №17 был сооружен полноценный испытательный стенд. А в январе состоялись итоговые «экзамены» с участием представителя заказчика, который подтвердил качество и надежность изделия.

Оборудование разобрано, упаковано и уже отгружено на Дальний Восток.

Пресс-служба АО «ТЯЖМАШ»