Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (188) | 25 июня 2007г.
 

Чужие здесь не ходят

Сегментация как тренд развития радиовещания

Андрей Ельченко

Широкоформатные радиостанции, достигшие своего максимального расцвета на стыке веков, последнее время активно теснятся специализированными, называемыми также нишевыми. Нишевые радиостанции позволяют рекламодателям достичь значительной экономии средств без снижения эффективности рекламного воздействия. Радиослушатели получают большую вероятность воплощения свои

В XX веке, в условиях малого числа ра­диостанций, успех радиостанции, большой объем аудитории достигался путем вещания компромиссного музыкально-информацион­ного продукта, позволяющего в разное время суток удовлетворить запросы самых разных групп населения. С постепенным увеличением количества радиостанций конкуренция заста­вила вещателей разрабатывать специализиро­ванные ниши радиослушания. Общий объем аудиторий таких радиостанций, как правило, уступает объему аудитории ряда все еще суще­ствующих широкоформатных. Однако значи­тельное большинство рекламодателей также реализует свои товары и услуги не всему насе­лению, а лишь его конкретным половозраст­ным группам, образовательным или имущест­венным прослойкам, сторонникам того или иного образа жизни, приверженцам той или иной категории потребления. Если предполо­жить, что цена единицы эфирного времени прямо пропорциональна количеству радио­слушателей радиостанции, то, размещая рек­ламный материал на нишевой радиостанции, рекламодатель оплачивает такой радиостан­ции внимание в основном целевых слушате­лей, которые со значительной вероятностью могут проголосовать кошельком, отреагиро­вав на услышанную информацию.

В случае размещения рекламы на широкоформатной радиостанции рекламодателю приходится до­полнительно оплачивать еще и внимание слушателей, которые с большой вероятностью индифферентно отреагируют на данную рек­ламную информацию.

Это дает существенные козыри в руки именно нишевых радиостанций. К примеру, именно этим можно объяснить шумный ком­мерческий успех недавно запущенного в Моск­ве на частоте 92,4 МГц «Радио Дача», являю­щегося ярко выраженным целевым продук­том. В последнее время владельцы вновь от­крывающихся московских FM-радиостанций вообще не ставят перед своим менеджментом цели завоевания той или иной рейтинговой по­зиции в «общем зачете». Ставится цель найти пусть даже и узкую, но эксклюзивную слушательскую нишу, либо занять высокое место в уже разработанной немногочисленными кон­курентами нише радиослушания, заручиться большинством конкретной целевой группы.

Эта же тенденция постепенно охватывает и регионы. К примеру, планируемый к запу­ску в Тольятти в ближайший год «Серебря­ный дождь» явно рассчитан не на объем ау­дитории, а на объем кармана своей аудитории и, помимо этого, на высокое качество по­требления этой аудиторией. «Навигатор-до­рожное радио», напротив, рассчитано ско­рее на количество аудитории. Эта санкт-пе­тербургская радиостанция значительно по­теснила в Северной столице позиции радио­станций, работающих в жанре русского шан­сона, а также «Авторадио». «Дети-FM» -еще один классический целевой проект. Рас­ходы на детей составляют значительную часть семейного бюджета большинства се­мей, и рекламодателям наверняка не придет­ся переплачивать за «лишнюю» аудиторию.

«Ретро FM» — еще один очень успешный в Москве коммерческий радиопроект, самим названием говорящий о возрастных парамет­рах своей целевой аудитории. «Русская Служба Новостей» — радиостанция с преоб­ладанием информации над музыкальной со­ставляющей. Слушателей такого рода радио­станций отличают высокий уровень интел­лекта и образованности, значительное сред­несуточное время прослушивания радио­станции, немалый объем располагаемых до­ходов. Эти факторы с лихвой покрывают недостаточный объем аудитории большинства разговорных радиостанций.

Генеральный директор «Авторадио Тольятти» Владимир Анисимкин сообщил "Хронографу", что «регулярно получает предложе­ния от различных структур о размещении в эфире коммерческих программ, не имеющих отношения к специфике «Авторадио». Прихо­дится отказываться от таких предложений, так как размыть авторадийный формат все равно что поставить крест на собственном биз­несе». Резюмируя, можно с большой вероят­ностью спрогнозировать, что именно продол­жение и углубление тенденции сегментации станет основным вектором развития радиове­щания в Тольятти. Качественные и объектив­ные исследования структуры радиослушания в Тольятти должны послужить незаменимым гидом для тех, кто хочет на трезвом рацио­нальном уровне научиться отделять радиозер­на от радиоплевел.

Обсудить на форуме