Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (469) | 22 июля 2013г.
 

Уходит с рынка

Комаров продал акции АВТОВАЗа в два этапа

Сейдамет Абреков

15 июля ОАО «АВТОВАЗ» раскрыло информацию о том, что президент компании Игорь КОМАРОВ значительно снизил пакет акций предприятия. Если ранее у него было почти 2,2%, то теперь около 0,5%. Если вспомнить, сколько Комаров потратил на покупку, то можно предположить, что в итоге он рисковал потерять до 180 млн р. С другой стороны, предложить ему избавиться от акций АВТОВАЗа могли представители альянса Renault-Nissan. После годового собрания акционеров АВТОВАЗа, состоявшегося 27 июня, альянс получил контроль над предприятием. Видимо, Renault-Nissan не нужен президент, который имеет возможность самостоятельно выдвигать кандидата в совет директоров.

Польза от инсайда

Игорь Комаров снизил свой пакет акций АВТОВАЗа в два этапа. Так, согласно официальному сообщению, еще 8 июля его доля упала с 2,1895% до 1,2202% от уставного капитала (или с 2,1867% до 1,289% от обыкновенных акций). Уже 12 июля доля была снижена еще раз: с 1,2202% до 0,49% от уставного капитала или с 1,289% до 0,6141% от обыкновенных акций. Т. е. на сегодня Игорь Комаров владеет именно таким пакетом.

Примечательно, что незадолго до этого президент АВТОВАЗа успел нарастить количество акций компании. Так, согласно сообщению о раскрытии информации ОАО «АВТОВАЗ» от 4 июля, еще 7 июня пакет акций, принадлежавший Игорю Комарову, вырос следующим образом: с 1,9009% до 1,9207% от уставного капитала. При этом доля от обыкновенных акций не изменилась, она осталась на уровне 2,0023%. Получается, что в данном случае Игорь Комаров докупил привилегированные акции АВТОВАЗа.

26 июня Игорь Комаров вновь немного нарастил пакет: с 1,9207% до 2,1895% от уставного капитала или с 2,0023% до 2,1867% от обыкновенных акций.

Т. е. 26 июня Игорь Комаров (на фото) увеличил пакет до своего личного исторического максимума, а уже 8 июля вдруг начал его значительно снижать. У подобного поведения должны быть причины.

Со стороны все это могло выглядеть, будто бы Комаров решился на спекулятивную игру. Причем, если сопоставить временной промежуток, когда Игорь Комаров активно докупал акции, то выяснится, что покупка произошла накануне годового собрания акционеров ОАО «АВТОВАЗ», которое состоялось 27 июня. Это собрание можно было назвать историческим, поскольку по его итогам совет директоров АВТОВАЗа в качестве председателя возглавил Карлос Гон. С этого дня определяющую роль на АВТОВАЗе стали играть представители альянса Renault-Nissan. На этой новости акции АВТОВАЗа заметно подросли в цене. На продажу акций АВТОВАЗа Игорь Комаров решился сразу после подведения итогов годового собрания.

Подзаработать не удалось

Если обратить внимание на данные открытых источников, то можно узнать, что 7 июня, т. е. в тот день, когда Игорь Комаров увеличил свой пакет, привилегированные акции АВТОВАЗа торговались по 3,45 р. за шт. Хотя привилегированных акций у Комарова немного. 26 июня цена обыкновенных акций составила 9,68 р. Что касается цены, по которой Игорь Комаров мог продать акции, то 8 июля она составляла уже 10,35 р. за акцию, а 12 июля — 10,18 р. за акцию. Напрашивается предположение, что Игорь Комаров мог остаться в прибыли на этих операциях, поскольку покупал он в июне несколько дешевле, чем продавал в июле.

Вряд ли Игорь Комаров перед собранием акционеров не знал, что именно Карлос Гон станет председателем совета директоров. Судя по всему, именно избрание Карлоса Гона вызвало интерес биржевых спекулянтов к вазовским акциям, следовательно, возник рост цены. Если это так, то получается, что, покупая ценные бумаги накануне собрания и продав их после, Игорь Комаров мог действовать, используя инсайдерскую информацию. Не исключено, что в этом при определенном желании можно усмотреть признаки нарушения действующего законодательства. Возможно, это не останется без внимания Федеральной службы по финансовым рынкам.

С другой стороны, ранее, т. е. еще до 7 июня, цена акций АВТОВАЗа была выше той, по которой Комаров продал их в июле 2013 г. К примеру, 29 декабря 2012 г., когда доля принадлежавших Игорю Комарову обыкновенных акций ОАО «АВТОВАЗ» увеличилась с 0,4523% сразу до 2,0023%, акции торговались по цене 15,92 р., т. е. в полтора раза дороже, чем цена продажи в июле 2013 г. Общая цена пакета Комарова на тот момент была примерно 691 млн р.

7 июня стоимость пакета акций АВТОВАЗа Игоря Комарова в 2,0023% составляла примерно 435 млн р. 26 июня, после увеличения пакета, его цена составила 484 млн р. Т. е. в эту покупку Комаров вложил почти 50 млн р. С другой стороны, акции могли быть предоставлены ему в качестве бонуса и реальных денег в покупку Игорь Комаров мог и не вкладывать. Но если даже это и были бонусы, то в любом случае бонусы являются некой частью заработной платы, а значит, Комаров все-таки потратился на покупку акций АВТОВАЗа. 8 июля, когда Игорь Комаров начал избавляться от части акций АВТОВАЗа, его пакет уже стоил 517 млн р.

После продажи части акций оставшийся пакет Комарова оценивался примерно в 305 млн р. Получается, что на этой сделке Игорь Комаров мог выручить около 212 млн р.

12 июля цена акций Комарова составляла примерно 300 млн р. После того как Комаров уменьшил свой пакет с 1,289% до 0,6141%, его цена составила около 143 млн р. Т. е. на этой сделке Комаров мог выручить еще примерно 157 млн р. Итого на двух сделках -около 369 млн р., если, конечно, Игорь Комаров не подарил эти акции бесплатно.

Впрочем, если учитывать, что ранее стоимость акций АВТОВАЗа, принадлежавших Игорю Комарову, была в районе 691 млн р., а в июле 2013 г. — всего около 517 млн р., то получается, что президент АВТОВАЗа на падении цены мог потерять более 180 млн р. Кратковременный рост цены акций на фоне решений, принятых на годовом собрании акционеров, мог лишь немного компенсировать ему потери.

Накануне больших перемен

Но вполне возможно, что смысл продажи был не в прибыли от сделки, а в том, что альянсу Renault-Nissan, в отличие от госкорпорации (ГК) «Ростехнологии», оказался не нужен президент компании, который будет владеть пакетом акций, превышающим 2%. Стоит напомнить, что такой акционер имеет право выдвигать одного кандидата в совет директоров АВТОВАЗа. Вполне возможно, что председатель совета директоров АВТОВАЗа Карлос Гон отводит Игорю Комарову лишь роль президента компании и не более. Хотя в дальнейшем и этой должности Комаров может лишиться.

Напомним, что ранее на АВТОВАЗе, когда Игорь Комаров активно скупал акции компании, этому процессу предпочитали придать позитивный окрас. «Президент компании Игорь Комаров приобрел пакет акций ОАО «АВТОВАЗ», т. к. уверен, что в ближайшие годы капитализация компании вырастет в несколько раз», — сообщал в 2010 г. руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ» Александр Шмыгов в ответ на запрос «Хронографа» (см. «Хронограф» №27 (336) от 26.07.10). Если следовать этому тезису, то получается, что сегодня Игорь Комаров не уверен, что «капитализация компании вырастет в несколько раз». Конечно, о каком росте «капитализации» можно говорить, когда АВТОВАЗ распродает имущество и одновременно увеличивает объем общих обязательств, который уже достиг 107 млрд р.

Такое положение дел на предприятии лишь помогло укрепиться версии о том, что ситуация с «акционером Комаровым» могла поменяться не без влияния французских акционеров АВТОВАЗа. Продавая акции, Игорь Комаров, судя по всему, пытается извлечь максимальный доход от своего присутствия на АВТОВАЗе.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.