Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (469) | 22 июля 2013г.
 

Кандидат двойного назначения

Михаилу Дегтяреву начали формировать легенду политического проекта Кремля

ИА «Центр-Инфо»

15 июля московская городская избирательная комиссия (Мосгоризбирком) зарегистрировала депутата Государственной думы РФ от Самарской обл. Михаила ДЕГТЯРЕВА (на фото) в качестве кандидата для участия в выборах мэра Москвы. Он был выдвинут от ЛДПР, но не с первого раза. Анализ ситуации показал, что рекомендация выдвинуть Дегтярева в ЛДПР могла поступить из кремлевских кабинетов. Курирует выборы мэра Москвы первый заместитель руководителя аппарата президента РФ Вячеслав ВОЛОДИН. В его жизни был период, когда с ним могли наладить контакты бенефициары холдинга «Волгопромгаз». Следующей после Москвы избирательной площадкой для Дегтярева может стать Самарская обл.

Сюрприз для Жириновского

Изначально руководство ЛДПР решило сделать ставку на 50-летнего Владимира Овсянникова, прожившего в Москве более 20 лет. 11 июня лидер ЛДПР Владимир Жириновский во время официального выхода к прессе в здании Госдумы аргументировал выбор партии в пользу Овсянникова. Более того, на официальном сайте ЛДПР в разделе «События» в сообщении от 11 июня говорится: «Лидер ЛДПР также коснулся темы выборов губернатора Московской обл. «У нас есть две кандидатуры: Максим Шингаркин и Александр Старовойтов. Мы окончательно решим в субботу, 15 июня, пройдут две конференции, городская и областная, утвердят наших кандидатов. Но по Москве уже твердое решение принято, Овсянников уже начал давать интервью. У него программа великолепная, там стоят те пункты, которых ни у кого нет, чтобы было видно, что у нас другой подход ко многим вопросам», — подчеркнул Владимир Жириновский». Однако совершенно неожиданно для многих буквально через несколько дней высший совет ЛДПР решил заменить москвича Овсянникова на самарца Дегтярева. В итоге 15 июня, в ходе внеочередной конференции московской городской организации ЛДПР предложение высшего совета партии по Дегтяреву было утверждено. Судя по уверенности, которую Жириновский излучал 11 июня по поводу участия его партии в выборах мэра Москвы, в тот день он, наверное, еще и сам не знал, что уже через пару-тройку дней придется забыть про Овсянникова. На него это не похоже. Более того, такое положение дел может существенно подкосить внутрипартийную репутацию лидера. Для столь неожиданной смены настроений у руководства ЛДПР должны были быть очень весомые мотивы. Вскоре ситуация начала проясняться.

9 июля появились основания полагать, что негласным кремлевским куратором выборов мэра Москвы является первый заместитель руководителя аппарата президента РФ Вячеслав Володин. В этот день он встретился с политологами. Официальный повод — для подведения первых итогов политической реформы и обсуждения повестки следующего политического сезона.

Однако в ходе именно этой встречи Володин позволил себе высказывания, которые указывали на его причастность к выборам в Москве. «Один из участников встречи, глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин рассказал, что Володин назвал полезным для выборов, если фавориты предстоящего голосования будут помогать остальным кандидатам проходить муниципальный фильтр», -говорилось 10 июля на портале деловой газеты «Взгляд».

В этот же день в эфире телеканала «Дождь» Костин отметил: «Безусловно, эти слова Володина, где он сказал, что и Воробьев, и Собянин (главы Подмосковья и Москвы соответственно. – Прим. авт.) правильно сделали, что призвали своих сторонников помочь оппозиционным кандидатам зарегистрироваться на выборах. И если остальные последуют их примеру, это будет хорошо и полезно для легитимности и открытости системы». Эту позицию Володина независимые СМИ и оппозиция тут же растиражировали применительно к перспективам Алексея Навального пройти т. н. муниципальный фильтр и получить регистрацию в качестве кандидата в мэры Москвы.

Пожалуй, в этом и заключалась основная негласная задача Володина при организации встречи с политологами. Этот тактический ход позволил ему отвлечь внимание общественности от реальной ситуации, суть которой в том, что муниципальный фильтр в Москве без «команды сверху» кроме самовыдвиженца Сергея Собянина больше никто из управляемых Кремлем лиц пройти бы не смог. Однако для успеха всей операции требовалось обеспечить Собянина надежным техническим кандидатом. Но для этого нужно было организовать «технарю» прохождение муниципального фильтра.

Заложники кодекса

Вся проблема — в Законе г. Москвы №38 от 06.07.05 (с изменениями на 29.05.13) «Избирательный кодекс г. Москвы». В нем предусмотрены параметры муниципального фильтра для регистрации в качестве кандидата на пост мэра Москвы. В п. 16 ст. 34 «Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата» этого кодекса говорится: «Депутат представительного органа местного самоуправления может поддержать только одного кандидата. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных образований (не менее чем в трех четвертях муниципальных образований должно быть собрано не менее одной подписи указанных лиц). Число лиц, которое необходимо для поддержки кандидата на должность мэра Москвы, определяется и обнародуется городской комиссией в течение трех дней со дня назначения выборов мэра Москвы». Также кодекс определяет, что за выдвиженца должны отдать свои голоса не менее 6% от общего количества муниципальных депутатов и глав муниципалитетов Москвы.

На территории Москвы находится 146 муниципальных образований. Три четверти от этого количества- 109,5, округленно 110. Четко, в соответствии с кодексом, своим решением от 10 июня Мосгоризбирком установил: «Определить, что в поддержку выдвижения кандидата на должность мэра Москвы должны быть собраны 110 подписей депутатов представительных органов местного и действующих глав муниципальных образований, действующих на территории г. Москвы». Этим же решением Мосгоризбирком оградил выдвиженцев от перебора подписей — не более чем на 5 подписей от установленного минимума в 110. По сути, решение Мосгоризбиркома установило минимально возможную планку для прохождения муниципального фильтра. В этом можно усмотреть определенный расчет. Муниципальный фильтр могли бы самостоятельно пройти выдвиженцы от КПРФ и партии «Справедливая Россия» (СР). У них соответственно 198 (10,6% от общего количества) и 130 (7,02%) муниципальных депутатов на территории Москвы.

Да, они не имеют присутствия в необходимых 110 из 146 муниципальных образований Москвы. Но там имеются т. н. независимые депутаты, избиравшиеся как самовыдвиженцы, а потому они обладают возможностью по собственному усмотрению решить, кому для преодоления муниципального фильтра отдать свой голос. У ЛДПР в муниципалитетах столицы всего 35 депутатов (1,89%). При этом лидером в расстановке сил является партия «Единая Россия» (ЕР). Как отмечает интернет-издание Газета.RU: «Городская власть в лице мэрии Москвы контролирует 64,52% московских депутатов, т. е. 1195 подписей».

Работа Госдумы последнего созыва показывает, что основным и, пожалуй, самым надежным союзником ЕР выступает сегодня ЛДПР. Вряд ли Кремль решился бы на досрочные выборы мэра Москвы в рамках действующего законодательства, если бы не был продуман вариант, обеспечивающий участие в этих выборах кандидата от ЛДПР. Вопрос в том, как обеспечить выдвиженцу от ЛДПР прохождение муниципального фильтра. В силу самовыдвижения единоросса Собянина «осиротевшие» муниципальные депутаты от ЕР получили возможность раздавать свои голоса в поддержку всех, кому укажет партия. Этого хватило и Собянину, и Дегтяреву, и даже Навальному, который в итоге все же получил регистрацию в качестве кандидата 17 июля — в последний день регистрации. Однако наиболее ценным для кураторов выборов Собянина изначально должна была стать работа ЛДПР. Как и в работе Госдумы нынешнего созыва, это гарант на случай, если вдруг руководство КПРФ и СР вдруг решится на демарш и в самый ответственный момент в знак какого-либо протеста партии отзовут своих кандидатов.

С учетом вышеизложенного можно предположить, что публично одобренная Володиным идея с раздачей голосов проединороссовских муниципальных депутатов в пользу выдвиженцев от оппозиции ради обеспечения высокого уровня демократичности и прозрачности выборов мэра Москвы не более чем ловкий трюк. Скорее всего, мог это понимать и Жириновский. В пользу этой версии говорит то, с какой уверенностью он уже 11 июня отрапортовал о выдвижении Овсянникова на пост мэра Москвы от ЛДПР. Однако вылетевшее как воробей из уст Жириновского слово под силу было поймать разве что только Вячеславу Володину.

Избирательный кодекс Москвы в действующей редакции не оставлял Жириновскому шансов на спор с людьми из Кремля о выборе кандидатов для участия в операции «техническая подстраховка Собянина в ходе избрания его мэром Москвы». Наверное, поэтому решение Жириновского отказаться от Овсянникова в пользу Дегтярева можно расценивать не иначе, как то, что идею с кандидатом на пост мэра Москвы от ЛДПР ему «подсказали» извне.

История знакомства

Михаил Дегтярев для окружения Вячеслава Володина или иных людей, имеющих на него выход, человек не случайный. В самом начале своей политической карьеры Дегтярев имел тесное общение и связи с Олегом Дьяченко — одним из бенефициаров самарского холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ). В 2007 г., когда на тот момент 26-летний Дегтярев уже был координатором самарского регионального отделения (СРО) ЛДПР, целая команда лиц из структур, зависимых от ВПГ, вошла в Самарскую губернскую думу (СГД) под вывеской ЛДПР. Подобная комбинация у отдельных наблюдателей вызвала ассоциации с тем, что какое-то конкретное лицо в Самарской обл. сумело получить от Жириновского франшизу на использование в регионе в своих целях политического бренда ЛДПР.

Мастера политических манипуляций никогда не теряют полученных ранее навыков. Они их приумножают. Это позволяет им достигать вершин карьерного роста. Напомним, что политический карьерный рост Вячеслава Володина начинался так же, как и у Дегтярева. Студент-активист, лидер молодежной парторганизации, депутат регионального заксобрания, депутат Госдумы и т. д. У Володина этот путь проходил в Саратовской обл., у Дегтярева — в Самарской. Дегтярев имел возможность столкнуться с опекой людей из ВПГ в 2004 г., когда начинал свой путь в большую политику в составе «Молодой гвардии» партии ЕР. В отличие от Дегтярева, Володин имел шанс познакомиться с людьми из ВПГ, уже будучи весьма влиятельной фигурой в своем регионе.

Процесс сближения ВПГ и Володина мог начаться в 2001 г. В это время второй бенефициар ВПГ Владимир Аветисян начал создавать управляющую компанию — ОАО «Средневолжская межрегиональная управляющая энергетическая компания» (СМУЭК). Проект подразумевал объединение энергоактивов Самарской, Саратовской и Ульяновской обл. В момент захода СМУЭК в Саратовскую обл. губернатором там был Дмитрий Аяцков.

Амбиции энергетиков и принципы губернских властей всегда становились предметом разногласий. Однако в тот момент в Саратовской обл. у Аяцкова в лице Володина был весьма сильный оппонент. Хотя в 90-х Володин был членом команды Аяцкова, с 1996 г. по 1999 г. был вице-губернатором, курировал вопросы строительства, газификации, энергетики. С 2003 г. Володин уже не просто депутат Госдумы от Саратовской обл., он заместитель председателя Госдумы, заместитель председателя фракции ЕР в Госдуме.

В то же время Володин не терял контакты с Саратовской обл., но при этом он уже не был зависимым от Аяцкова политиком. В ВПГ всегда умели получать выгоду от наличия такой альтернативы. Вот что говорится по этому поводу о Володине на интернет-ресурсе http://sur-kov.info: «В 2004 г. вступает в открытый конфликт с бывшим шефом Дмитрием Аяцковым. Неожиданно в отношении Аяцкова возбуждается уголовное дело, и Володин считается явным фаворитом на губернаторский пост, однако президент Путин назначил на эту должность Павла Ипатова». Напомним, что для бенефициаров ВПГ назначение Ипатова нельзя было назвать наилучшим вариантом. Об этом можно судить и по такому индикатору, как набор статей не самого лучшего оценочного характера действий Ипатова в газетах, которые могли прислушиваться к пожеланиям людей из ВПГ. Известно и то, что на посту губернатора после ухода Аяцова некоторые надеялись увидеть именно Володина. К тому моменту это могло быть выгодно самарским энергетикам. Между тем выходцы из СМУЭК все же оказались в правительстве у Ипатова.

Скорее всего, сказалось влияние вице-спикера Госдумы Володина, который курировал из Москвы политическую и административную составляющую Саратовской обл.

В 2005 г. перебрался в Москву и Аветисян. Он оказался в должности управляющего директора бизнес-единицы №2 РАО «ЕЭС России». Прямой руководитель реорганизации энергетики Саратовской обл. Аветисян и куратор региона по линии ЕР Володин получили возможности для куда более тесного взаимодействия. Возможно, поэтому Саратов начал становиться для подконтрольного на тот момент Аветисяну ОАО «ВоТГК» площадкой для отработки механизмов получения от муниципалитетов теплосетевых активов (см. «Хронограф» №24 (143) от 10.07.06).

Политическая синергия

Партийное строительство ЕР в Самарской обл. могло стать еще одной площадкой для совместных действий людей из ВПГ и Володина. С апреля 2005 г. Володин — в должности секретаря президиума генсовета ЕР. В конце 2007 г., накануне выборов президента РФ, назначенных на март 2008 г., ВПГ публично продемонстрировал в Самаре свою готовность усилить ЕР. 29 ноября 2007 г. главы четырех районов Самары и руководитель департамента городского хозяйства и экологии Самары провели пресс-конференцию, на которой заявили о своем вступлении в ЕР. Все они считались креатурами ВПГ (см. «Хронограф» №46 (211) от 03.12.07). Причем в это же время в ЕР вступили без столь громкой огласки многие другие влиятельные лица из ВПГ.

10 мая 2011 г. Владимир Путин заявил о своей готовности создать Общероссийский народный фронт (ОНФ). А уже 25 мая 2011 г. в Москве под председательством Володина прошло заседание штаба ОНФ. На следующий день было заявлено, что Володин стал руководителем штаба организации. Тут же стало известно, что в Самарской обл. ключевую роль в продвижении ОНФ взяло на себя СРО общероссийской общественной организации «Союзмаш», председателем которого с момента основания является Владимир Аветисян.

В 2010 г. Володин возглавил центральный предвыборный штаб при ЕР, а на выборах в 2011 г. он уже руководил действиями ОНФ. Такое стечение обстоятельств делает легко объяснимым неожиданное решение председателя Самарской губернской думы (СГД) Виктора Сазонова отказаться в 2010 г. от участия в выборах главы Самары, хотя его называли одним из фаворитов той гонки. Это также дает ответ на вопрос, почему по итогам выборов в СГД в декабре 2011 г. у ВПГ там оказалось самое весомое представительство.

28 сентября 2010 г. на тот момент президент РФ Дмитрий Медведев своим указом снял с должности мэра Москвы Юрия Лужкова и назначил на эту должность Сергея Собянина. На вакантную после ухода Собянина должность руководителя аппарата правительства РФ 21 октября 2010 г. был назначен Вячеслав Володин. С учетом этого обстоятельства кому как не ему курировать сегодня избрание Собянина на пост мэра Москвы. Одним из важных условий для победы заранее обозначенного кандидата на выборах является наличие контролируемого технического кандидата. Как мы уже знаем, самым логичным для Володина решением было бы доверить эту функцию выдвиженцу от ЛДПР. Так оно, скорее всего, и произошло. В пользу этой версии работает еще и то, что Жириновскому пришлось уже после публичной презентации своего изначального выдвиженца заменить его на Дегтярева. Это мало похоже на решение, которое могло появиться исключительно по инициативе самой партии. Следовательно, это могло быть рекомендацией сверху, которую Жириновский не рискнул проигнорировать.

Кто-то задастся вопросом: если Володин отвел выдвиженцу от ЛДПР роль технаря для Собянина, то не все ли ему равно, кто это будет — Овсянников или Дегтярев? Оказывается, что разница есть. Участие Дегтярева от ЛДПР в выборах мэра Москвы позволяет получить двойной результат. Первый — роль управляемого технического кандидата для Собянина. Второй — подготовка его к участию в выборах аналогичного уровня в родном для себя регионе. В данном случае это Самарская обл. В случае же с Овсянниковым можно было бы получить только первый результат.

Понятно, что самарские бизнес-элиты не могут диктовать свою волю Жириновскому. Однако Жириновский, скорее всего, вынужден очень внимательно прислушиваться к рекомендациям Володина. При этом история отношений Володина с лидерами самарской бизнес-элиты позволяет предположить, что идеи самарских ФПГ могут сегодня учитываться при принятии решений на самом высоком уровне.

После того как Володин стал негласным куратором от Кремля всех политических процессов в стране, заменив в этой роли Владислава Суркова, ему надо думать и о том, как получать нужный для Кремля результат в ходе выборов в регионах. Самарская обл. всегда считалась регионом непростым с политической точки зрения. Вполне может оказаться так, что обкатываемый в Москве сценарий может быть применен на самарской земле. Об этом говорит ряд базовых сходств.

И там и тут действующий глава -человек не местный. В обоих случаях их образы в сознании местных избирателей слабо ассоциируются с партией ЕР. Более того, их личный рейтинг оказался выше рейтинга ЕР. На выборах губернатора в Самарской обл. по аналогии с Москвой может понадобиться выдвиженец от ЛДПР для исполнения роли технического кандидата. Однако надо понимать, что кандидат Дегтярев на выборах мэра Москвы и на выборах губернатора Самарской обл. — вещи совершенно разные. Дело в том, что помимо кремлевских мотивов на областном уровне свою роль могут сыграть региональные ФПГ, стремящиеся к полному контролю над регионом. Сегодняшняя раскрутка на федеральном уровне и поддержка региональных ФПГ запросто могут привести Дегтярева к победе. Причем для Володина это не будет провалом при условии, что он будет полностью уверен в зависимости Дегтярева от бенефициаров ВПГ.

Однозначно то, что рассуждать сегодня о реализации «московского сценария» в Самарской обл. преждевременно. Однако стремительное продвижение Дегтярева позволяет предположить, что ВПГ уже ведет активную подготовку к его реализации.