Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (381) | 25 июля 2011г.
 

1,6 миллиарда за 2 дня

Команда Азарова поставила рекорд по работе над бюджетом

Сергей Ромашов

19 июля в Самаре сразу в двух чтениях утвердили изменения в бюджет т. г. в общей сумме более 1,6 млрд р. Проект решения мэрии был проведен через Думу г.о. Самара (ДГОС) за рекордно короткий срок. 18 июля документы поступили в ДГОС, а уже на следующий день поправки были утверждены сразу в двух чтениях. Официальный мотив такой оперативности — успеть подготовить бюджет Самары к приему дополнительных средств в объеме почти 235,5 млн р. из бюджетов вышестоящих уровней. Однако за всем этим практически без публичного обсуждения остался вопрос о перераспределении более 1,4 млрд р. ранее утвержденных расходов между главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС) Самары. Исполнение бюджета 2011 г. для мэра Самары Дмитрия АЗАРОВА (на фото) представляет собой первый опыт работы с муниципальными финансами в таком масштабе.

19 июля пояснительная записка по внесению изменений в бюджет г.о. Самара на 2011 г. рассматривалась на заседании комитета по бюджету и налогам ДГОС. У председателя комиссии Михаила Куцева и депутатов возникли многочисленные вопросы по необходимости данных изменений. Заместитель руководителя департамента финансов г. о. Самара Михаил Харитонов пояснил, что доходная часть самарской казны выросла с 15,798 млрд р. до более чем 16,054 млрд р. Прирост составил около 255 млн р. Сумма сложилась как за счет собственных дополнительных доходов г.о. Самара (всего 20,5 млн р.), так и за счет средств, которые пришли из вышестоящих бюджетов. 235,2 млн р. составили безвозмездные поступления из бюджета Самарской обл. Получается, что основная часть дополнительных доходов в бюджет Самары на 2011 г. была внесена из областной казны. Данный факт заставляет задуматься об эффективности работы чиновников мэрии, отвечающих за формирование доходной части бюджета.

Самара в отличие от Тольятти и ряда других городов области не является моногородом с проблемной экономикой. Однако за полгода работы новой команды мэрия Самары так и не сумела в период декларируемого подъема экономики добиться серьезных успехов в части роста доходной части бюджета. 20 млн р. для почти 16-миллиардного бюджета — это почти ничего. Поступления от областного правительства были направлены в основном в качестве субсидий на реализацию целевых программ города, а также на помощь детям-сиротам и предоставление жилья для отдельных категорий граждан.

После доклада о доходной части бюджета Харитонов перешел к расходам, которые увеличатся на 260,5 млн р. Обоснованность статей дополнительных расходов вызвала вопросы. Аналитики экономического отдела ДГОС после рассмотрения пояснительной записки мэрии отметили: «Целесообразность увеличения расходов по вышеперечисленным направлениям в пояснительной записке не прокомментирована». Из этого следует, что руководство мэрии решило не только провести утверждение изменений в бюджет в очень оперативном темпе, но в режиме ограниченной прозрачности.

Вызывает ряд вопросов и то, что в проекте изменений в бюджет было предложено утвердить перераспределение средств между ГРБС на сумму более 1,4 млрд р. Это почти 10% от всей доходной части бюджета Самары. При этом публичного постатейного обсуждения этих изменений почти не велось. В ДГОС документ из мэрии поступил 18 июля, а уже 19 июля он был утвержден сразу в двух чтениях. И это несмотря на то, что в заключении экономического отдела ДГОС сказано: «В материалах администрации отсутствует конкретизация мероприятий и направлений расходования перераспределяемых средств, а также пояснения о последствиях сокращения средств по отдельным направлениям». Столь высокой оперативностью принятия важных вопросов не может похвастать даже Госдума.

Так, департаменту по вопросам культуры, спорта и туризма добавили 56,3 млн р. (прирост 8,26% от ранее утвержденного плана расходов). Департаменту здравоохранения, за счет перераспределения, добавили 13 млн р. И это притом, что, к примеру, в городской поликлинике №3 сейчас собираются сокращать участки и высвобождать персонал. Департаменту строительства и архитектуры (ДСиА) добавили 94 млн р. При этом расходы по ДСиА, как правило, относятся к расходам третьей группы (расходам на развитие). Они увеличиваются обычно в том случае, когда наполнение бюджета идет высокими темпами и есть серьезные доходы за счет собственных источников.

Дополнительно полученные администрацией Самары за счет собственных источников в течение полугода 20,5 млн р. вряд ли оправдывают прибавку ДСиА суммы в 94 млн р. Подобная практика больше напоминает склонность расходовать средства на нужды не первой необходимости, полученные не за счет собственной работы.

Однако главный вопрос должен был бы возникнуть у общественности к обновленным объемам расходов по линии департамента благоустройства и экологии (ДБиЭ). В результате перераспределения средств ему дополнительно будет выделена беспрецедентная сумма в 1 млрд р., которую нужно будет успеть освоить до конца года. Это притом, что еще при изначальном утверждении бюджета Самары на 2011 г. под нужды ДБиЭ уже было заложено 2 млрд р.

Несмотря на то что у членов комиссии по налогам и бюджету ДГОС осталась масса вопросов к пояснительной записке мэрии, проект решения в тот же день был вынесен на рассмотрение пленарного заседания ДГОС и принят сразу в двух чтениях. Председатель ДГОС Александр Фетисов объяснил подобную оперативность необходимостью скорейшего создания условий для принятия от вышестоящего бюджета денег.

Однако разница в объемах между пришедшими из области 255 млн р. и перераспределением собственных 1,4 млрд р. наводит на мысли, что мотив у чиновников мэрии при вынесении проекта решения в столь сжатые сроки на думу был несколько иным.

Комментарии

Сергей БОГДАНОВ, депутат Думы г. о. Самара

- Когда скорость принятия таких важных решений настолько большая, то всего увидеть не успеваешь и невозможно получить ответы на все вопросы в полном объеме. Основная задача была в том, чтобы рассмотреть изменения, касающиеся средств из вышестоящих бюджетов, а перераспределению средств городского бюджета почему-то не уделили много внимания. Фракция «Единая Россия» решила, что изменения нужно принимать. Соответственно, противоречащие вопросы, которые могли поступить от независимой части депутатов, так и не прозвучали. Им просто было некогда прозвучать.