Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (246) | 28 июля 2008г.
 

«Лукойл-Аэро» поспешил

Сделку о приобретении «Лукойлом» ТЗК «Самара» могут признать недействительной

Денис Федоров

21 июля УФАС по результатам проверки обоснованности цен на рынке авиакеросина и услуг топливно-заправочного комплекса возбудило дело в отношении ООО «Лукойл-Аэро» и ЗАО «Топливо-заправочная компания «Самара». За полгода эта компания увеличила цены на топливо для авиакомпании «Самара» на 70%. УФАС России расценило это как нарушение закона о защите конкуренции, хотя сама авиакомпания никаких претензий к ТЗК не имеет.

В декабре 2007 г. Федеральная антимонопольная служба России одобрила приобретение ООО «Лукойл-Аэро» и LUKOIL Aviation Bulgaria EOOD 100% голосующих акций ЗАО «Топливно-заправочная компания-Самара» (ТЗК). Ранее собственником актива являлась авиакомпания «Самара» (61% акций).

Как рассказал корреспонденту «Хронографа» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, выгода «Лукойла» в приобретении ТЗК «Самара» состояла в том, что компания получала монопольный доступ к заправке самолетов в аэропорту «Курумоч», одном из 10 будущих хабов в России. С ростом перевозок через «Курумоч» компания получает солидную прибыль. Также компания получала гарантированный сбыт своей продукции с высокой добавленной стоимостью, когда продавала не сырую нефть, а авиатопливо. Также в последнее время «Лукойл» активно развивает направление розничной торговли.

УФАС, одобряя сделку, прекрасно понимал что фактически «Лукойл» становится монополистом на территории аэропорта. Поскольку ЗАО «ТЗК «Самара» до сих занимает доминирующее положение на рынке авиационного топлива в аэропорту «Курумоч», УФАС выдала предписание «Лукойл-Аэро» не допускать действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Собственник не должен без обоснованных причин отказываться от заключения договоров по обеспечению воздушных судов авиационным топливом. Ему запрещено применять дискриминационные критерии при отборе поставщиков и работе с ними. Он должен заключать соглашения на оказание услуг на условиях, не допускающих более выгодного положения компаний группы «Лукойл» по сравнению с другими поставщиками авиационного топлива и сопутствующих услуг. В случае неисполнения данного предписания УФАС вправе признать сделку покупки ТЗК «Самара» недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Весной т. г. ФАС России установила, что в целом ряде регионов РФ цены на авиатопливо находились на уровне, превышающем стоимость заправки в зарубежных аэропортах. 1 июня 2008 г. было дано поручение территориальным органам ФАС в более двадцати субъектах Российской Федерации проверить, где расположены аэропорты с наиболее высокой стоимостью топлива, и принять меры антимонопольного реагирования в срок до 1 августа. За этот год ФАС возбудила дела в отношении топливозаправочных компаний на Сахалине, в Новосибирске, Красноярске, Петропавлоск-Камчатске. Сейчас проводятся проверки топливозаправочных комплексов в Чите, Хабаровске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и др.

По сообщению пресс-службы Самарского управления Федеральной антимонопольной службы, 21 июля 2008 г. УФАС по результатам проверки обоснованности цен на рынке авиакеросина и услуг топливно-заправочного комплекса возбудило дело в отношении ООО «Лукойл-Аэро» и ЗАО «ТЗК «Самара». По мнению руководства ведомства, был нарушен закон о защите конкуренции.

В результате проверки был установлен рост закупочных цен на топливо в декабре 2007 г. и мае-июне 2008 г. на 24% и 27% соответственно по сравнению с предыдущими месяцами отпускные цены авиакомпаниям также существенно выросли в декабре 2007 г. и мае-июне 2008 г. на 16% и 27% соответственно.

Как рассказал корреспонденту «Хронографа» пресс-секретарь авиакомпании «Самара» Александр Ирдуллин, в декабре 2007 г. авиакомпания закупала топливо у ТЗК «Самара» за 21 тыс. р. за т. За полгода стоимость тонны авиакеросина увеличилась на 70% — до 36 тыс. р./т. В пресс-службе компании «Лукойл» комментировать ситуацию отказались.

УФАС заявляет, что авиакомпания сообщила о фактах «понуждения приобретения топлива у ТЗК и необоснованного отказа от хранения топлива авиакомпании», при этом указав на отсутствие письменных доказательств. На основании этого самарское УФАС приняло решение возбудить дело в отношении компаний «Лукойл-Аэро» и ТЗК «Самара».

Александр Ирдуллин утверждает, что авиакомпания «Самара» никаких жалоб в УФАС не подавала. Возбуждение дела основано на запросе ведомства о ценах на топливо ТЗК и последующей проверке.

По его словам, поскольку ТЗК является монополистом на территории аэропорта «Курумоч», авиакомпании вынуждены покупать здесь топливо по заявленным ценам. Однако по словам Ирдуллина никаких претензий авиакомпания «Самара» к ТЗК не имеет.