Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (358) | 14 февраля 2011г.
 

Загнаны в угол

Власти Тольятти должны увеличить пропускную способность Новозаводской

Евгения Андросова

Проблема развития дорожно-транспортной сети стала наиболее обсуждаемым вопросом на публичных слушаниях по проекту изменений в Генеральный план развития г.о. Тольятти до 2025 г. Горожане настаивают на решении проблемы пропускной способности ул. Новозаводской, связывающей предприятия северного промышленного узла (СПУ) с городом. В предвыборном 2011 г. власти не стоит забывать о том, что избиратели ждут решения этой проблемы еще с прошлой предвыборной кампании.

Нерешение транспортных проблем ставит под угрозу выполнение проектов комплексного инвестиционного плана (КИП) Тольятти и развитие СПУ. В КИП вошли такие значимые для Тольятти мероприятия, как проект ОАО «КуйбышевАзот» (КуАЗ) по организации производства высокотехнологических видов химической продукции и проект ОАО «Тольяттиазот» по реконструкции производства карбамида с целью увеличения объемов его выпуска.

- У крупнейших предприятий города по-прежнему остаются трудности со своевременной доставкой персонала на работу и с работы в часы пик или в случае ДТП на ул. Новозаводской. В это время оказывается практически парализованным движение общественного транспорта. Решение этой проблемы, которая чрезвычайно остро стоит для всех предприятий СПУ, а также для служб МЧС, ГИБДД, за последние 5 лет так и не приобрело реальных очертаний. К сожалению, все попытки представителей общественности города, предприятий СПУ и различных ведомств, заинтересованных в скорейшем решении проблемы, пока не находят должной поддержки и понимания со стороны мэрии Тольятти, — рассказывает директор по персоналу ОАО «КуАЗ» Константин Рачин.

- Почему сначала планируется реконструкция Комсомольского шоссе, ул. Родины, когда мы просим решить вопрос по ул. Ларина, ул. Новозаводской, выходу на Автозаводское шоссе и т.д.? — выразила общее недоумение председатель ТОС 1 Центрального р-на Нина Макарычева.

Однако все действия по предотвращению неумолимо наступающего в Тольятти транспортного коллапса сегодня, по сути, формируются лишь в попытки перенаправить транспортные потоки с Южного шоссе. Это планируется сделать за счет расширения и выпрямления дороги через зеленую зону — Лесопарковое шоссе. Кроме того, планируется реализовать уже готовые проекты транспортных развязок на Южном шоссе, направленные на увеличение пропускной способности этой дороги. Однако этого мало. Необходимо поступательно реализовывать как можно большее количество мероприятий.

В рамках публичных слушаний по проекту изменений в генеральный план развития г.о. Тольятти до 2025 г., состоявшихся 9 февраля, много внимания было уделено т. н. лесной дороге, которая должна соединить ул. Баныкина и Ленинский пр-т. У этого проекта даже появились свои лоббисты в Думе г.о. Тольятти (ТГД). Так, депутаты Борислав Гринблат и Александр Довгомеля в ходе обсуждения генплана в ТГД ратовали за проведение экологической экспертизы и возвращение к идее строительства лесной дороги. Озабоченность Довгомели в этом вопросе может объясняться общими интересами с другим депутатом ТГД – Владимиром Дуцевым. Так, новый магазин подконтрольной Дуцеву сети «Миндаль», строительство которого ведется на ул. 40 лет Победы, расположится, скорее всего, как раз на выезде с будущей лесной дороги. Но нельзя не брать во внимание неимоверную дороговизну подготовительных мероприятий и строительства лесной дороги — проведение экологической экспертизы, проектно- изыскательские работы и т.д.

В этих условиях предложение жителей Тольятти параллельно с работами по Южному и Лесопарковому шоссе решать проблему увеличения пропускной способности ул. Новозаводской можно считать весьма рациональным. Если будет продолжено строительство ул. Калмыцкой, работы в этом направлении в будущем помогут разгрузить поток с Южного на Автозаводское шоссе на ул. Калмыцкую и далее в Комсомольский р-н, т.е. практически без заезда на территорию Центрального р-на.

Очевидно, что развитие транспортной инфраструктуры ул. Новозаводской необходимо и в рамках создания на территории Ставропольского р-на, непосредственно примыкающего к Тольятти, особой экономической зоны (ОЭЗ). Увеличение пропускной способности дорожных артерий СПУ создает условия для дальнейшего проектирования транспортных коридоров для ОЭЗ.

В ходе публичных слушаний тольяттинские чиновники вновь обещали заняться проблемой развития ул. Новозаводской и другими городскими дорогами. Такие заявления можно было услышать и ранее. Однако не стоит забывать о том, что 2011 г. -это предвыборный год и избиратели будут очень пристально следить за исполнением тех обещаний, которые ждут своего часа еще с прошлой предвыборной кампании.

Комментарии

Константин РАЧИН, директор по персоналу ОАО «КуйбышевАзот»

- Пути существенного снижения транспортной напряженности давно известны. Это реконструкция ул. Новозаводской и строительство продолжения ее дублера — ул. Новопромышленной до Обводного шоссе. Между тем в обсуждаемом в настоящее время проекте генплана Тольятти выполнение этих пунктов отнесено на отдаленную перспективу. И это несмотря на многократные обещания городских властей приступить к решению проблемы в ближайшее время. К тому же в существующем проекте ул. Новопромышленную предлагается продолжить лишь на участке от ул. Комсомольской до ул. 50 лет Октября, а не до Обводной дороги. Такое половинчатое решение от проблемы не избавит. Понятно, что строительство ул. Новопромышленной потребует серьезных объемов финансирования. Поэтому на первом этапе снизить остроту вопроса может расшивка самых «узких мест» на Новозаводской (пересечение с ул. Ларина и ул. 50 лет Октября), не требующая таких существенных затрат. Свои предложения на этот счет уже подготовили городские структуры ГИБДД.

Николай ТРОХАЧЕВ, заместитель мэра г.о. Тольятти по строительству и земельным ресурсам

- Однозначно заявляю, что в данных изменениях в генплан дорога через лес не предусмотрена в связи с проведением публичных слушаний в декабре. В рамках проведения анализа транспортных потоков необходимо определить те направления реконструкции дорог, которые необходимы. В схеме транспортной инфраструктуры они указаны. Есть и развитие, и реконструкция ул. Новозаводской. После принятия и утверждения генплана в течение трех месяцев разрабатывается план реализации генплана, в котором будет указан порядок реконструкции автодорог. И в первую очередь будут рассматриваться вопросы, связанные с ул. Новозаводской. Срок — 2013-2015 гг.

Георгий НЕМЕНТОВ, главный архитектор г.о. Тольятти

- По инвестиционному проекту, который выдвигал КуйбышевАзот, предлагается строительство ул. Новопромышленной, которая идет параллельно ул. Новозаводской, с распределением потоков в одну сторону по ул. Новопромышленной и в обратную, по ул. Новозаводской. Пока окончательного решения по этому вопросу нет, но генплан предполагает и эти направления.

- Ранее озвучивалось, что продолжению ул. Новопромышленной могут помешать различные объекты недвижимости.

- Такие проблемы есть, но это все самострои. Может быть, придется проводить межевание или какие-то территории выкупать.

Вадим ЧЕКМАРЕВ, представитель ГУПСО «ТерНИИгражданпроект»

- Тольятти не может развиваться только в границах городского округа. Тем более что в Ставропольском р-не будет размещена ОЭЗ, которая должна соединяться транспортной связью с Тольятти. Поэтому вопрос агломерации выходит за рамки проектирования данного плана. Изменения разрабатываются в трех типах документов, часть из которых уже утверждена. Это схема территориального планирования Самарской обл. Второе — схема Ставропольского р-на и научно-исследовательская работа по вопросу развития самарско-тольяттинской агломерации, причем не только территории левого берега Волги, но и правого.