Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (358) | 14 февраля 2011г.
 

Владимир Коц:

«Шарики» ТК — бомба замедленного действия

Михаил Куракин

В конце минувшего года инспектор управления Ростехнадзора по Самарской обл. Раися АБДРАХМАНОВА провела проверку соблюдения норм требований промышленной безопасности в цехах Д-1 и И-1 на 26 шаровых емкостях. Выявленные ею нарушения оказались незначительными. Судя по всему, работу Абдрахмановой сложно назвать адекватной. О том, чем могут грозить подобные проверки, а также об истинном состоянии оборудования в указанных цехах ТК в интервью «Хронографу» рассказал почетный нефтехимик, бывший заместитель начальника отдела технического надзора ТК Владимир КОЦ.

- Владимир Иванович, последняя проверка показала, что только З из 26 т. н. «шариков» не соответствуют существующим нормам.

- Это исторический аспект. Шаровые резервуары были изготовлены в Чехословакии. На промплощадку Синтезкаучука (СК) они были смонтированы в цехе Д-1 в начале 60-х гг. прошлого века. Уже в конце октября 1961 г. «шарики» были запущены в работу. Во всех этих емкостях отделения Д-1 хранятся углеводороды: бутан, изобутан, бутилен и т.д. — пожаровзрывоопасные соединения. У этих соединений очень низкий предел взрываемости. Шаровые емкости работают под давлением 6 кг на кв. см. Самое страшное, что эти емкости изготовлены из стали 3, которая не соответствует нашим климатическим условиям. Эта сталь может эксплуатироваться при температуре от -10 до 200°С. Сами понимаете, что наши зимние температуры несопоставимы с этими требованиями. Более того, сталь 3 — это сталь низкого качества. И уже в те годы, когда «шарики» были еще новыми, Горгостехнадзор уже бил тревогу. Первый сигнал был еще в 1961 г. Тогда была запрещена их эксплуатация, т.к. «шарики» были нетеплоизолированы. Они не были обогреваемы. Уже в ноябре 1961 г., после приостановки работы емкостей в цехе Д-1, велись срочные работы по окожуховке «шариков». Все последующие годы, через каждых пять-шесть лет, Горгостехнадзор требовал обязательно стопроцентную проверку сварных швов. Эта работа была поручена ЦНИИ проектстальконструкции. Это был головной институт, специалисты которого действительно разбираются в металлах. Так вот, в 1978 г. институту было поручено провести глобальное обследование шаровых емкостей.

Естественно, директору предприятия было поручено вскрыть несколько шаров, полностью обследовав их. Обследование коснулось не только проверки качества сварных швов. Были проверены также свойства металла, примененного при производстве емкостей. Разумеется, были проведены полный наружный и внутренний осмотры, а также гидроиспытания. Уже в 1979 г. институт выдал рекомендации по эксплуатации этих емкостей. Эти рекомендации были обязательны к исполнению.

Самое главное, о чем гласили эти документы: руководство предприятия должно было осуществлять постоянный контроль за температурой оболочки «шариков». Хотя даже это мероприятие не было выполнено до конца. Также было запрещено допускать слив углеводородов из цистерн в емкости без промежуточного подогрева. Согласно рекомендациям ЦНИИ проектстальконструкции, «шарики» должны были подвергаться стопроцентному дефектоскопическому контролю качества сварных швов. Эту операцию в последний раз, скажу честно, провели в 1983 г. Больше ее никто не проводил.

- Почему провели тогда?

- Потому что шла тяжба. И это видно из переписки. Ведь тогда все знали, что директора на местах могут халтурить, не выполнять поставленные перед ними задачи. Были запреты, штрафы. Но в конце концов сотрудники Горгостехнадзора додавили. В результате в 1983 г. процесс был проведен в полном объеме, в соответствии с рекомендациями ЦНИИ проектстальконструкции от 1979 г. Такой же контроль должен был быть проведен в 2000 г. Полная диагностика. Потому что знающие люди уже тогда понимали, что прочностные характеристики стали 3 с годами лишь ухудшаются. Последнее письмо датируется 1998 г. Руководство еще понимало, что в 2000 г., кровь из носу, нужно провести полное обследование емкостей. Однако ничего сделано не было. Упор был сделан на обыкновенную диагностику. Сейчас же развелось много независимых экспертных организаций. В результате они вытеснили собой все институты, которые в советское время считались лучшими: «Изотермик» и «Ленкор».

- Что это за организации?

- Эти организации были образованы еще в советское время при ведущих институтах. Фактически «Изотермик» сегодня можно назвать правопреемником ЦНИИ проектстальконструкции. «Ленкор» тоже является преемником, только уже ленинградского научно- исследовательского института. Но в этих организациях сохранились те кадры, которые действительно знакомы с методикой работы советских НИИ.

Сейчас на Тольяттикаучуке работает уже другая независимая организация. Чем плоха ее диагностика? Да тем, что она практически сводится к техническому освидетельствованию объектов.

Чтобы вы понимали, согласно правилам ПБ 03-576-03, через каждые четыре года все сосуды должны подвергаться наружному и внутреннему осмотру и гидравлическим испытаниям. Этим фактически и занимаются сегодня эти независимые организации.

Что касается внутреннего осмотра, то я могу сказать, что все, что они могут сегодня сделать, — лишь заглянуть туда. Что касается внешнего осмотра, то за последние десять лет изоляция с «шариков» полностью не снималась. А должна. Поэтому едва ли кто-либо сегодня может знать, какая под этой изоляцией сегодня коррозия. Взять хотя бы последнюю проверку. Инспектор Ростехнадзора получила статистические данные о количестве обследования шаров, которое было проведено независимой организацией. Фактически инспектору были переданы данные о том, что из 26 «шариков» 23 были обследованы. И лишь 3 единицы были просрочены. Вот она и выдала заключение на эти 3 единицы. Обыкновенная отписка для заявителя, которым выступил профсоюз «Наше дело». Фактически инспектор даже не побывала в цехе. Иначе она бы видела, что в паспортах сосудов указано, что еще в 2000 г. должна была быть проведена полная проверка этих сосудов. Инспектор Ростехнадзора обязана была не принимать эти сосуды, а потребовать остановки их эксплуатации.

- Работа сотрудников самарского управления Ростехнадзора, в частности на объектах ТК, тема известная. Какие могут быть варианты решения проблемы?

- Я отработал заместителем начальника отдела технического надзора 25 лет. На заводе я проработал со дня его основания. У меня два высших образования — я механик и сварщик. Естественно, я понимаю опасность, которая таится. «Шарики» ТК — бомба замедленного действия. Поэтому сегодня должен быть поднят вопрос по замене этих 26 «шариков».

- Фактически мы пришли к чему? В 2010 г. истек очередной десятилетний срок. Получается, сегодня нужно приступать к выполнению рекомендаций Горгостехнадзора от 1979 г.?

- Именно так. Как можно скорее. Не далее чем в течение года эти «шарики» должны быть обследованы. Причем обследовать их должны организации, которые имеют отношение к серьезным институтам и соответствующий опыт. Иначе могут произойти непоправимые последствия. Безопасность города и людей должна стоять на первом месте.