Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (370) | 10 мая 2011г.
 

Курс на дно

МП «ТТУ» оказалось самым убыточным среди самарских МП

Сергей Ромашов

По результатам прошедшей в конце апреля балансовой комиссии стало известно, что муниципальное предприятие (МП) г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» закончило 2010 г. с убытками в 170 млн р. Это самый низкий показатель предприятия за последние годы.

МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (ТТУ) основано в 1915 г. как трамвайное предприятие. Сегодня в этом МП работает более 4 тыс. человек, включая жителей Самарской обл. и других регионов России, которым предоставляется общежитие. За 2009 г. было перевезено 92,7 млн пассажиров. Пассажироперевозки осуществляются по 23 трамвайным и 15 троллейбусным маршрутам. Общая протяженность трамвайных линий составляет 172 км, троллейбусных — 213,7 км. Парк подвижного состава состоит из 425 пассажирских трамвайных вагонов и 247 троллейбусов. ТТУ является одним из самых высокодоходных МП Самары, но одновременно и самым убыточным.

Хотя в 2009 г. в ТТУ по сравнению с 2008 г. выручка снизилась на 10% (см. «Хронограф» №43 (352) от 20.12.10). По итогам года она составила чуть более 980,8 млн р. При этом чистый убыток компании в 2009 г. достиг 144 млн р.

По итогам уже первого полугодия 2010 г. МП «ТТУ» получило убыток в 132,8 млн р. В 2010 г. аналитики предполагали, что предприятие сможет выйти из тяжелого положения за счет продажи активов и увольнений. Сокращения произошли.

В ТТУ уверяют, что основной причиной образовавшихся убытков является затягивание Министерством транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской обл. и федеральными властями подписания соглашения о субсидиях за перевозку льготников. По словам экс-директора МП ТТУ Юрия Буянова, доходы предприятия складываются из собственных доходов, получаемых за счет перевозки «платных» пассажиров и доходов в виде субсидий.

Между тем еще в эпоху экс-мэра г.о. Самара Георгия Лиманского в городе начались разговоры о возможной ликвидации предприятия, чтобы использовать его площади под другие цели. Не исключено, что мощности ТТУ рано или поздно перенесут на окраину города. Участок же, где сейчас базируется ТТУ, тогда можно будет продать в целях привлечения средств. Например, для погашения задолженностей муниципальных предприятий транспортной отрасли.

Какая участь ожидает МП и есть ли у управления стратегия выхода на безубыточный уровень — неизвестно. Новый руководитель предприятия Дмитрий Сараев к моменту сдачи материала на запрос «Хронографа» не ответил.

Комментарии

Юрий БУЯНОВ, экс-начальник МП «Трамвайно- троллейбусное управление»

- Расчетные дотации за перевозку льготников никогда не платили в полном объеме и вовремя. Это основная причина убытков предприятия. Если бы федеральное правительство и министерства транспорта области перечисляли деньги в положенные сроки, ситуация была бы не настолько плачевна. Если ничего не изменится в будущем, то все производственные фонды придут в упадок. На обновление и поддержание материально-технической базы предприятия нужны большие средства. В итоге рано или поздно в ТТУ начнутся сокращения персонала и заработной платы сотрудников.